Домой / Окна / Для чего нужны чеканы. Чеканка - художественная обработка металлов

Для чего нужны чеканы. Чеканка - художественная обработка металлов

Создание эскиза, рисунка

1.Вы подыскиваете тему, которую вы хотели передать на свой металл создать свое произведение искусств.

2.Эскиз свой разрабатываете под чеканку, короче стилизация (упрощение рисунка под чеканку), со временем, когда вы будите заниматься, с металлом, вы будите искать свой стиль.

3.Создали на бумаге свое произведение, которая должна выглядеть одной четкой линией (без штрихов), чтобы вам было удобно переводить на металл через копировальную бумагу.

4.Металл вы протрите растворителем, «обезжирить», потом покрасить, белой гуашью, водоэмульсионной краской (только не масленой краской), дайте просохнуть.

5.Потом переводите свой рисунок через копировальную бумагу на металл, покрытый белой краской, рисунок вы перевели.

6.Потом покрываете его нит ро лаком прозрачным, чтобы ваш рисунок было виден, тонким слоем (нужен лак который быстро высыхает, чтобы вам не ждать следующего дня когда он высыхает). Ваш рисунок закрепляется, для того чтобы вы не стирать руками, потому что ваши руки будит ложиться на металл, когда вы будите держать чекан «расходник» и будите водить по своей работе, и будите стирать свой рисунок. Есть еще способ - все также вы перевели свой рисунок на метал, а потом обведите «острым конфарником» выдавливая на металле контуры рисунка, чтобы оставались бороздки (черточки). И можете потом чеканить, не боясь, когда вы сотрете рисунок рукой при работе, у вас останутся на металле бороздки рисунка. Я делал вот эту работу. Но если вы делаете большую и сложную работу, лучше первый вариант.


Чеканка по металлу и подготовка материла и инструмента.

Для того чтобы начинать заниматься чеканкой по металлу, вам нужно изготовить инструменты, из прочного материала из «легированной» стали. Не пугайтесь это слово «легированный», если у вас есть металлический прут, можно проверить его ударить острым металлическим предметом, если вмятина слабая металл хороший. Для этого вам нужно металлический прут из стали, разного диаметра, я использовал арматуру в те времена очень прочный материал, от автомобиля клапана разных машин легковых и грузовых, найти можно через своих близких и знакомых. Длина чекана примерно от 12 до 15 см, а диаметр желательно разный. Лучше их делать своими руками, так больше вы узнаете о их изготовление.

Когда вы делаете инструменты их нужно отпускать и закаливать можно паяльной лампой когда их будите обтачивать под нужную форму, с начало их отпускаете нагреваете наконечник до алого красного цвета остужаете и обрабатываете – обтачиваете, металл хорошо поддается обработки. Когда вы закончите обрабатываете металл и сделаете инструмент, тогда его нужно закалить. Для этого нагреваете паяльной лампой до конца до ярко красного цвета, и опустить в машинное масло в отработку.

Главный первый чекан – РАСХОДНИК, он похоже на отвертку, только края много закругленные, для того чтобы когда вы бьете молоточком по чекану, он у вас скользил мягко рисовал и проходил вперед оставлял ровное углубление. К этому нужно немного приноровиться. Тренируйте себя, возьмите кусок пластины металла, я раньше пользовался аллюминевой пластиной, она была дешевой, толщина примерно 3, 4, 5, мм. Тонкий металл можно выдавливать без молотка и чекана, путем выдавливания руками самодельными инструментами, но эта тема отдельная.

Этим чеканом, вы обводите контур вашего рисунка, оставляя равномерное углубление. Ставите расходник на линию рисунка и равномерно начинаете стучать молотком по чекану, ваш мозг начинает понимать, как нужно стучать по чекану и какую силу применять для удара, чтобы не разорвать металл и углубление должны быть одинаково ровными, стараться делать без зазубрин. Стучать контур лучше на твердой деревянной поверхности, на ровной гладкой доске, положите на доску, можете прихватить гвоздями края металлической пластины к дереву, чтобы вам было удобно пройти контуры рисунка и не сбивалось металлическая пластина. Когда вы обойдете весь рисунок «расходником», потом вам нужно открепить пластину от доски. На доске остался рисунок, доску можете обратно подстрогать рубанком, и потом следующий заготовку делать на ней. Ваш металл стал упругим, и его повело в разные стороны. Для этого делаете обжиг, прогреваете вашу металлическую пластину, постепенно паяльной лампой до красного цвета, всю пластину, смотрите не пережгите, как краснота появилась, переходите на другой участок, и постепенно всю пластину обожгите, чтобы ваш металл дал отпуск, он становиться мягким и гибким и податливым.

Потом вы можете обработать свою работу убрать гарь и черноту, которая появилась, когда вы обжигали металл.

Вы можете этого и не делать, если вы начинающий, главная ваша суть понять весь процесс работы. Я обтираю растворителем металл темный, но я вишу и без отбеливания. Ну а по правилам и лучшего варианта вы должны делать вот так. Обрабатывают специальным раствором, его изготавливают из 5 – 10% водным раствором серной кислоты. Будьте внимательные с серной кислотой, она очень опасная и вредная. Главное вы должны наливать серную кислоту в воду , если вы будите делать наоборот, то ваш раствор закипит, и серная кислота будит разбрызгивать, и может повредить и навредить вам. Наливать нужно тонкой струей и непрерывное помешивание стеклянной палочкой. Корпус ванны делают из красной меди или свинца, и желательно в железный кожух. Пользоваться нужно в перчатках и фартуке специального изготовления. Укладывать или вынимать вашу работу, пользоваться железными щипцами. Когда вы вынули, с раствора обязательно промойте, в проточной водой и сушат. Работа становиться у вас чистой и светлой и будите видеть, всю вашу работу все линии, не напрягая зрения. После просушки, переходим к другой процедуре.

Прикрепляете на ровную деревянную доску обработанная рубанком, чтобы поверхность была ровной и гладкой без всяких ям и шероховатостей, специально вырезанная доска под вашу работу чуть больше, чтобы вы могли прикрепить ее гвоздями, положите вашу работу из металла с лицевой стороны, где вы проходили расходником . Берете, чекан лощатник, и начинаете стучать, по чекану молоточком по краям вашего контура рисунка опускаете вниз металл, метал вокруг вашего рисунка, где вы проходили расходником , все зависит от вашего рисунка и его сложности. Чеканлощатник должен быть разного размера маленькие большие. Чтобы вам удобно было проходить во всех местах, где нужно опустить металл. У вас должна развиваться интуиция, где нужно опускать металл, а другие места оставлять, короче, по возрастанию объема, нижний металл опускаете, верхней остается.

После того как вы прошли чеканом лощатником ваши места где металл должен быть опущен вниз. Переходим к следующей процедуре. Снимаете металл с деревянной доски. Смотрим на металл, если его сильно натянуло и повело, обратно ожигаете свою работу из металла. Металл стал мягкий и податливый.

У вас должна быть резиновая пластина, размер по вашей возможности, чтобы ваша работа вмещалась на ней, на которой вы будите выколачивать объем с обратной стороны вашей работы. Для этого нужно вам найти резиновую пластину или упругий войлок, я пользуюсь резиновой пластиной на рабочем столе, кусок транспортерной ленты для подачи угля, толщина нормальная и не сильно упругая. Но вы можете использовать любую резиновую пластину, я написал для примера, где я нашел.

Для этого вам нужен чекан, ПУРОШНИК конец похож на полусферу. Чекан пурошник нужен разного размера, если вам нужно выбивать большой объем, тогда можно использовать деревянные чеканы, которые вы можете изготовить сами из дерева. Бруски разного объема, концы должны быть закруглены, как пурошник и легко можете выбивать большой объем. У вас большой объем будит ровный, и красивый. Большие объемы с мелкими деталями, лучше делать на специально приготовленной смоле. Делаете ящик…. ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ заходите смотрите буду дополнять….

Смотрите видео обучение: Как сделать чеканку по металлу?

Как подготовить для чеканки металл чтобы сделать эскиз тигра урок № 1

Как сделать чеканку по металлу и как пользоваться чеканами урок №2

Чеканка по металлу обучение урок № 3. Продолжаем обучение мы весь рисунок проходим чеканом расходником, он рисует контурные линии. Расходник похож на отвертку, но края полукруглые и от полированные что он легко при ударе молотка скользил по поверхности
металла.

Чеканка по металлу обучение урок № 4. Продолжаем делать чеканку рычащего тигра. Мы прошли все контуры расходником и теперь по контуру мы начинаем работать чеканом сапожком.

Как сделать чеканку по металлу алюминий и все цветные металлы урок № 5, и какой способ лучший для начинающих с наименьшими затратами времени? Мы продолжаем пятый урок, какие дополнительные материалы нужны для вашей чеканки?

Художественная обработка металла пришла к нам из древности, когда человек научился плавить и обрабатывать металл. В отличие от штамповки из форм (матриц) или литья, чеканка на металле глубже передает мастерство человеческих рук и сохраняет своеобразную оригинальность почерка мастера. В чеканке на металле следует избегать мелочности и натурализма изображений.

Для работы лучше брать медные, латунные или алюминиевые листы толщиной 0,2-0,6 мм. Алюминиевые листы можно брать толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Перед тем, как приступать к работе, следует отрезать пластину по размеру задуманной композиции, но с запасом 3-5 мм на бортики. Края листа тщательно обрабатывают по краям напильниками надфилями так, чтобы не было заусенцев.

Медную заготовку надо сначала раскалить, разогрев докрасна, а затем быстро погрузить в воду. Латунную пластинку после нагревания охлаждают, не погружая в воду. Алюминиевые листы не надо нагревать совсем.

Для работы нужны молоточки различных профилей, пуансоны, чеканы, гладилка. Все перечисленные инструменты следует обработать как можно усерднее, добиться правильной формы рабочей поверхности, отшлифовать и отполировать. Перед шлифовкой и полировкой инструменты следует раскалить, затем закалить и снова шлифовать и полировать чеканку, пока не исчезнут все вмятины и царапины.

Для чеканки нужно иметь два слесарных молотка с квадратным и круглым концами, киянку для кровельных работ, пробойники разных размеров, 3-4 зуботехнических молоточка, один из которых следует оставить таким, как он есть, а остальные переделать, как показано на рисунке. Из пробойников можно сделать разные чеканы и пуансоны. Чеканы и пуансоны изготавливают из стальных прутьев диаметром 10-16 мм, длиной 100-120 мм. Раскаленные прутки обрабатывают различными напильниками, обтачивают на точиле и шлифуют наждачной бумагой, и, наконец, полируют полировочной пастой для стали. После обработки пуансоны и чеканы надо снова закалить. Для этого их разогревают до вишнево-красного цвета и погружают в воду или масло. Хорошо закаленные чеканы или пуансоны напильник не берет. Новичку-чеканщику надо иметь набор чеканов и пуансонов различных размеров и формы.

С металлом надо обращаться осторожно, чтобы не было разрывов. Когда изображение проработано с одной, внутренней стороны, лист металла переворачивают лицевой стороной и начинают работать над фоном, опуская металл вокруг фигуры, делая его рельефным. Так повторяют несколько раз, пока не получат законченной композиции.

Когда есть общий объем фигуры, фона и различных деталей, можно переходить к фактурной обработке изделия — передачи характера поверхности фигуры, фона, деталей. Она бывает гладкой, шероховатой, покрытой точками или вмятинами. Фактуру обрабатывают на свинцовой или деревянной подстилке. Большие вмятины делают на мягкой подстилке, мелкие — на твердой. Чеканка фона должна отличаться от характера чеканки фигуры. Когда работа над фигурой, фоном и деталями завершена, металлическую пластину надо отбортовать. Сгиб и отбортовка будут ровными в том случае, если линию загиба наметить гладилкой или карандашом под металлическую линейку. Загнув бортики под прямым углом к металлической плите или деревянному брусу, можно перейти к завершающей стадии обработки изделия: чернению, полировке и осветлению.

Чернение и осветление металла при чеканке

Чернение заключается в том, что медь или латунь быстро покрывают каким-либо окислителем. Латунь чернят азотной кислотой, подогревая пластинку на огне. Надо следить, чтобы кислота не попала на руки, из-за чего ее наносят на чеканную пластину ваткой, или кусочком ткани, привязанным к палочке. И обязательно это делать в вытяжном шкафу или на воздухе. Подогревают металл на газовой горелке или паяльной лампе, поднося к огню сторону, не покрытую кислотой. Изделие держат над огнем плоскогубцами. Сначала работа позеленеет, а при дальнейшем нагревании — почернеет. Можно несколько раз покрывать кислотой и подогревать.

Для чернения меди пользуются поташом и серой: две части поташа и одну часть серы пережигают над огнем и разводят в кипятке; в эту смесь обмакивают кисть или ватку и покрывают металл. Медь чернят без нагревания.

После чернения нужные места осветляют, натирая их войлоком или полировочной пастой. Законченную работу размещают на деревянной доске.

Чтобы перенести рисунок на металл, нужна гладилка, ее изготавливают из стальной полоски 1,5х15 мм или 2×20 мм. Рабочий конец гладилки обрабатывают, прикрепляют ручку и гладилка готова. Надо только во время обработки рабочей части следить, чтобы кончик был несколько закругленным, так, чтобы при продавливании линий изображения не прорезать металлическую пластинку.

Для чеканки требуется также стальная, свинцовая или деревянная плита, войлок, смола, смешанная с цементом или мелом. Эти материалы подкладывают под металлическую пластинку, когда наносят рисунок. Как подложкой можно пользоваться твердой замазкой или глиной. Для работы необходимы ножницы для металла, плоскогубцы, угольник, напильники и металлическая линейка. Чеканку начинают с переноса рисунка на металлическую пластинку, для этого композицию прикрепляют скрепками к пластинке так, чтобы она не скользила, и гладилкой продавливают контур изображения на металл. После того как перенесли контур, надо гладилкой, молоточками, чеканом и пуансонами извлечь металл так, чтобы на пластинке образовался рельефный рисунок.

Пластинку с нанесенным контуром рисунка кладут на смолу, глину, войлок или другую подстилку лицевой стороной вниз и с обратной стороны бьют молоточками, чеканами и пуансонами по внутреннему контуру, в результате чего образуется рельеф.

Чеканка


К атегория:

Художественная обработка металлов

Чеканка

Чеканка - обширный раздел художественной обработки металла. Она охватывает большое разнообразие изделий, ризличных по своему художественному принципу: от рельефных орнаментальных До горельефных и круглых фигурных композиций, от линейно-графических двухмерных решений, близких к гравировке, до объемно-скульптурных (трехмерных).

Чеканная техника применима и для выполнения простейших операций (набивка фактуры) и для тончайшей лепки человеческих лиц и Фигур, в одних случаях чеканят из драгоценных металлов миниатюрные ювелирные изделия, в других - чеканкой обрабатывают много-метровые монументальные фигуры из алюминия, меди и стали. Наличие такого разнообразия технологических приемов чеканки дающих различный художественный эффект, объясняется тем, что чеканка - очень древний, развивающийся на протяжении многих веков способ. Чеканка была известна в Древнем Египте, античной Греции и Риме. С давних времен она известна в искусстве Ирана и Китая, Индии и Японии. Значительное развитие она получила в эпоху Возрождения в странах Западной Европы. Высокого совершенства чеканка достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в древнерусском искусстве XV-XVII вв. Дальнейшее развитие она получила в XVIII и XIX вв. и продолжает применяться и обогащаться новыми приемами в нашем современном декоративно-прикладном искусстве.

Например, сохранились чеканные изделия новгородских чеканщиков XI-XII вв. культового характера (оклады икон и др.), в которых своеобразно сочетаются черты русского и византийского искусства. Это не только орнаментальные композиции, выполненные чеканкой из листа, но и чеканные литые фигуры. К этому же времени относятся образцы чеканного искусства Владимиро-Суздальской Руси. К началу XV в. (1412 г.) относятся работа мастера Лукиана (складень), выполненная в технике чеканки с чернью, а также работы тверских ювелиров, выполненные чеканкой по серебряному ажурному литью. Чеканка высокого рельефа из листового серебра производилась мастерами-греками в Москве, а чеканные ковши и чаши - в Новгороде. Особенно высокого и пышного расцвета достигла чеканка в XVI в.; в Ярославле она сочеталась с резьбой и гравировкой, в Нижнем Новгороде обогащалась литыми скульптурными деталями. Новгородские чеканщики стали применять чеканку с конфаренными фонами. Чеканились и дифовались кубки, чаши, ковши. Расцвет чеканного искусства продолжается и в XVII в. Появляются новые приемы и художественные особенности: со второй половины XVII в. и начала XVIII в. в Новгороде чеканщики применяют прорезной орнамент, в Костроме развивается плоская измельченная чеканка, чередующаяся с литьем и резьбой, в Ярославле чеканка достигает особой пышности - расцвечивается эмалью. В 1630 г. Московский чеканщик Гавриил Евдокимов выполнил трехмерную чеканную скульптуру царевича Димитрия в рост.

Художественная чеканка делится на два самостоятельных вида работ, имеющих качественные различия в технологиях производства:
1) чеканка из листа;
2) чеканка по литью, или оброну.

В первом случае из листовой заготовки средствами чеканки создают новое художественное произведение; во втором случае только выявляют и завершают художественную форму, ранее уже созданную скульптором и отлитую в металле (или вырезанную из металла техникой оброна).

В современной практике чеканки из листа применяются следующие металлы и сплавы:
а) цветные металлы - красная медь и ее сплавы (латуни, томпак)_материалы, наиболее пригодные для чеканки декоративных изделий и скульптуры. Они обладают высокой пластичностью, чеканятся легко, допускают глубокую вытяжку - чеканку горельефов и круглой скульптуры, хорошо отжигаются и разнообразно отделываются. Никелевые сплавы (мельхиор, нейзильбер) в настоящее время применяются редко, но в прошлом (особенно в конце XIX в./ широко использовались для чеканки художественной посуды, имитирующей серебряную. истовой цинк обладает достаточной пластичностью, но требует специальных приемов. Листовой алюминий чеканится очень мягко и легко, допускает глубокую вытяжку, но требует особых предосторожностей при отжиге; дюраль - жесткий материал, чеканится трудно, но дает интересные имитации серебра;
б) черные металлы: мягкая, малоуглеродистая сталь, предварительно отожженная и протравленная - так называемый декапир (или дважды протравленная сталь до и после отжига - дважды декапир) - материал более трудный в чеканке по сравнению с медью, но очень красивый в отделке. Этот материал может быть рекомендован для чеканки крупных декоративных изделий, не требующих тонкой деталировки. Так же как и медь, он позволяет вытягивать высокий рельеф.

Для некоторых простых декоративных приемов чеканки (расход-ка, просечка - см. ниже) можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо). Нержавеющая (хромоникелевая) сталь - красивый, современный, очень эффектный материал, но чеканится трудно. Может применяться для крупных, экстерьерных Декоративных изделий.

В прошлом для чеканки уникальных ювелирных изделий, дорогой посуды (ковшей, чаш, кубков), а также церковной утвари (оклады икон, богослужебных книг и т. п.) применялись драгоценные металлы-золото, серебро и их сплавы.

Рис. 1. Чеканка

При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, это обеспечивает подвижность и маневренность руки. Чеканы держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперед. В правой руке держат чеканный молоток, которым наносят ритмичные удары по чекану, продвигая его.

Для приобретения навыков чеканки нужна длительная тренировка. Необходимо, чтобы соответствующая сила и скорость ударов сочеталась с достижением желаемого моделирования. Можно выделить три этапа в освоении техники чеканки: расходка, создание рельефа и отделка (нанесение фактуры). Расходной достигается создание контурного рисунка на заготовке, который выполняется рас-ходником. От гравировки расходка отличается тем, что ее углубленные линии гораздо нежнее, мягче, так как при этом не получается стружек, а металл вдавливается вглубь.

Сначала очень трудно сделать гладкую равномерную линию без излишних углублений и заусениц; только благодаря многократным упражнениям появляется чувство координации ведения чекана и удара молотка; тогда можно считать, что решена большая техническая проблема в приобретении навыка чеканки. Этот первый навьж особенно необходим при чеканке шрифтов или строгих орнаментальных линий. Напротив, при моделировании с лицевой или обратной стороны получается рельефное изображение благодаря обработке различными чеканами.

Рис. 2. Чеканы: а - канфарник; б - расходник; в, г - лощатники; д - пурошник; е - сапожок

При невысоких (низких) рельефах и изображениях достаточно бывает отмоделировать их только с лицевой стороны. Если выпуклость рельефа должна быть более четкой и высокой, можно поднять рельеф с задней стороны. Чаще контур намечают с передней стороны (расходка) и потом моделируют сзади, так как при таком методе формы будут очень четкие.

Благодаря отделке и нанесению фактуры на моделированном орнаменте или другом рельефе достигается законченность работы.

Различают следующие группы чеканов (рис. 2), имеющих различную форму боя в зависимости от их назначения.

Канфарники - чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы; для мелких работ - более острые, для крупных работ - тупые. Канфарники служат для перевода рисунка с бумаги на металл, а так-же для отделки фонов точками («канфарнение»),

Расходники, или обводные чеканыг при помощи которых на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его по точкам канфарни-ка в виде более или менее четкой сплошной линии. Широкие (толстые) расходники дают более мягкую линию, острые - наоборот, ее сухую, четкую. Расходники бывают прямые - для проведения Рямых линий и полукруглые с различным радиусом закругления - для обводки кривых ЛИНИЙ На рис. 3 показана первая учебная работа, выполнен! ная расходником, а на рис. 4 - фрагмент композицИи выполненной расходником. ‘ Лощатники (от «Ло_ щить») - наиболее обшир. ная и разнообразная группа чеканов с более или менее плоским боем. Применяются для лощения, выравнивания плоскостей и ровных поверхностей. Лощатники бывают гладкие или шероховатые; след от них на металле получается гладкий как бы кованый или матовый, шероховатый, мягкий.

Пурошники (пурочники) - чеканы с круглой, сферической головкой. Служат для выколотки (подъема) полукруглых форм при чеканке с изнанки или для получения ямочной фактуры при работе с лицевой стороны.

Бобошники, или обжимные чекакы, - аналогичные чеканы, но с продолговатым, овальным, бобовидным боем.

Трубочки - чеканы, рабочие части которых имеют вогнутую, полушаровидную поверхность различных диаметров и глубины. На металле образуют выпуклый сферический отпечаток - как бы имитация зерна.

Рисунчатые чеканы - по форме напоминают лощатники, но дают рисунчатые отпечатки: решеточки, полосатость, ямчатость, штрихо-ватость и т. п. Употребляются при отделке для придания соответствующих фактур, обработки фонов и т.п. На рис. 5 показан фрагмент, отделанный рисунчатым чеканом.

Специальные чеканы - применяются для узкоспециальных целей, например сапожок - для получения поднутрений на рельефе, или веревочка, - отпечаток которого, повторенный многократно, дает иллюзию витого шнура и др.

Фигурные чеканы, или пуансоны, - на их рабочей части граверной техникой выполнены фрагменты орнамента (завитки, листы, цветы, розетки) или буквы и цифры. Древнерусские чеканщики применяли также пуансоны с изображением рук, глаз и т. п., что значительно облегчало и ускоряло чеканку лицевых, культовых изображений.

Сечки - чеканы, остро заточенные, подобно зубилам с плоским и полукруглым лезвием; применяются для просекания фона при ажурных работах из листа.

Перечисленные группы чеканов различаются также по размеру и толщине. Так, для мелких ювелирных работ употребляют чеканы, откованные из тонких стальных прутков сечением в 3-4 мм. Для обычных (средних) работ применяют чеканы толщиной (в средней части) до 6-8 мм, а при чеканке крупных, декоративных композиций с большими формами толщина чекана достигает 15-20 мм и более. Такие крупные чеканы при работе держат в кулаке (как зубило). Иногда для выколотки высоких больших форм применяют деревянные чеканы.

Рис. 3. Учебная работа, выполненная ра сходником

Рис. 4. Фрагмент, выполненный расходником

Изготовление чеканов. Обычно чеканы отковывают из стального прутка; при помощи напильников их опиливают и придают желаемую форму рабочей поверхности (бою). Материалом для изготовления чеканов может служить любая инструментальная сталь; наиболее употребительна сталь марок У7 и У8.

После изготовления чекана его рабочий конец (бой) закаливают и отпускают. Для этого чекан захватывают клещами и равномерно нагревают бой до ярко-красного каления (что соответствует 750 - 850 С), после чего быстро опускают в воду для охлаждения. Эту операцию необходимо производить как можно быстрее, так как охлаждение должно произойти в течение 2-3 с. Закаленный чекан становится очень твердым и хрупким.

Для уменьшения хрупкости и устранения внутренних напряжений, закалкой, применяется отпуск. Отпуск смягчает действие закалки. Для этого закаленный конец чекана шлифуют шкуркой и снова нагревают до температуры от 200 до 300°С. Начиная с темпе-ат/ры 220 °С на отшлифованном конце чекана образуются тонкие енки окислов железа, придающие ему различные цвета - от свет-о-желтого (220 °С) до синего (300 °С), - это так называемые цвета

побежалости. При чеканке твердых металлов чекан от-пускают до желтого цвета мягких металлов - до него.

Твердость рабочего конца у чеканов после закалки и соответствующего отпуска колеблется от 7 до 12 (по Роквеллу) в зависимости от характера работы.

При чеканке объемных, полых изделий (сосудов, скульптур и т. п.) для выколотки отдельных участков формы изнутри применяются длинные изогнутые чеканы- так называемые «крюки» и «трещотки». Они представляют собой массивные стальные стержни, изогнутые под прямым углом. Рабочие концы крюков делаются то более плоские и округлые, то более узкие и острые, но все же притуплённые, чтобы не прорывали металл. Такие же формы и у боевых концов «трещоток».

Кроме чеканов в работе чеканщика применяется молоток. Современная, специфическая форма чеканного молотка выработалась в процессе многовекового усовершенствования и отбора. С одной стороны он имеет плоскую поверхность (квадратную или круглую в очертании) - для нанесения удара по чекану, а с другой стороны шарообразный или полукруглый конец - для выколотки углублений в листовом металле. Особенностью чеканных молотков является также специальная форма их рукояток и насадка. Рукоятка слегка плоская, изогнута и утолщена к концу. Такая форма легко и удобно ложится в ладонь и не утомляет руку при многочасовой непрерывной работе.

Рис. 5. Фрагмент, отделанный рисунчатым чеканом

Технология чеканки

Подготовка рисунка. Для производства чеканки из листа прежде всего подготовляют рисунок, выполненный на бумаге в натуральную величину (шаблон), в линейной (контурной) манере, без теней и с небольшими полями для приклейки его на металл.

Для выполнения рисунка на предмете делают его развертку на бумаге: целиком - для простых форм, имеющих один радиус кривизны (конус, цилиндр), на которые бумага легко накладывается, или по частям - для шарообразных и сложно профилированных форм, имеющих несколько радиусов кривизны. На таких изделиях наложение и совмещение рисунка, выполненного на плоском листе бумаги, со сложно профилированной поверхностью изделия может быть (условно) достигнуто только на небольших участках формы с большей или меньшей степенью деформации бумаги. Такие изделия перед нанесением рисунка предварительно размечают и рисунок переводят на них по частям (фрагментарно).

Подготовка бляшки. Исходя из размера и конфигурации рисунКа от листового металла ножницами отрезают прямоугольную блящк^ с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и еще кругом оставался небольшой свободный край шириной 30-40 мм. Этот край необходим для более прочного удержания бляшки на смоле в процессе чеканки, особенно при выколотке высокого рельфа близко от краев. При чеканке у самого края бляшка обычно отскакивает от смолы (особенно от твердой) и ее приходится вновь насмаливать.

Отрезанную по размеру бляшку деревянным молотком выравнивают на плите и плоскогубцами слегка у нее загибают края и углы. Подготовленная таким образом листовая заготовка прочнее держится на смоле.

Насмолка. Благодаря насмолке бляшка прочно фиксируется, что необходимо при работе. Кроме того, отпечаток от удара чеканом получается четким и определенным. Для насмолки плоских чеканок применяют специальные доски или ящики, дно которых делают из толстого теса (толщиной 20-30 мм). Из более тонких планок со всех четырех сторон прибивают невысокие борта, образующие неглубокий ящик. Его до краев заполняют заранее сваренной и разогретой смолой, которой дают остыть и затвердеть. Размеры ящика должны немного превышать размеры бляшки так, чтобы от края бляшки до стенок ящика оставалось свободное поле смолы не меньше 20-30 мм. Глубина ящика также должна соответствовать высоте рельефа. Чем выше рельеф, тем глубже должен быть ящик.

Затем паяльной лампой или пламенем газовой горелки разогревают верхний слой смолы, слегка размешивая и разравнивая его при этом скребком. Когда верхний слой смолы хорошо разогреется, на него укладывают бляшку, следя за тем, чтобы она разместилась на одинаковом расстоянии от краев ящика и не утонула глубоко в смоле. Кроме того, очень важно, чтобы под бляшку не попал воздух и она присмолилась бы всей плоскостью. Затем ей дают остыть.

Объемные формы - стаканы, вазы, круглые скульптуры, а также глубокие барельефные и горельефные формы чеканят, наполнив их смолой. Для этого смолу разогревают и заливают в полость объемных форм, следя за тем, чтобы там не остался воздух и не образовались пустоты. При чеканке это приводит к трудно исправимому браку, так как металл под ударами чекана на пустотах проваливается, а иногда и прорывается.

В качестве опоры для объемных чеканок употребляют специальные котелки, выдавленные в форме полушара из листовой стали и заполненные предварительно разогретой смолой немного выше края (горкой). На таком котелке, пока смола не совсем застыла, но уже загустела, приготовляют место для обрабатываемого изделия. Для этого горячую и еще вязкую смолу покрывают мокрой бумагой или тряпкой, а сверху кладут подлежащий чеканке объемный предмет (наполненный смолой) и слегка вдавливают его в смолу. Тряпка или бумага не дают смоле прилипнуть к предмету, и на котелке образуется углубление (отпечаток), точно соответствующее его конфигурации- В таком Дублении предмет хорошо и прочно удерживайся в процессе чеканки, легко снимается, не пачкается о смолу.

Под котелок при чеканке подкладывается специальная подставка в форме кольца, сделанная из резины или свернутая из обрезков приводных ремней.

Перевод рисунка. На насмоленную бляшку или объем переводят заготовленный рисунок. Для этого металлическую поверхность слегка покрывают акварельными белилами И рис 44 Орнаментальная решетка: через копировальную бу- слева - рисунок, переведенный через копировальную магу переводят рисунок бумагу; справа - рисунок, обработанный расходником (рис. 44, слева). Готовый рисунок на металле закрывают нитролаком, чтобы он не стирался при работе. Однако рисунок, переведенный через копирку, все же мало прочен и при чеканке ответственных работ (больших многофигурных композиций, портретов и т. п.) лучше применять старый испытанный прием - канфарение. Для этого рисунок прикрепляют к металлу посредством пластилина (или воска) или наклеивают мыльным раствором, а затем специальным чеканом - канфарником пробивают рисунок по контурам рядами точек, образующих пунктирные линии, хорошо заметные после снятия бумаги.

Канфарить надо легко, но уверенно, так, чтобы каждая точка от удара канфарника была бы хорошо заметна, но не пробивала бы металл глубоко. Излишне глубокое канфарение почти невозможно вывести в процессе всей последующей чеканки, а ее следы не всегда желательны на готовом изделии. Мелкий рисунок канфарят острым чеканом, набивая точки часто (близко друг к другу). Крупный рисунок наносят тупым канфарником, редким пунктиром. Рисунок после умелой, аккуратной канфарки сохраняется и может быть использован повторно.

Расходка и опускание фона. Процесс чеканки обычно начинают с обводки или расходки сканфаренного рисунка. Выбрав соответствующий по ширине обводной чекан-расходник, им проходят по всем линиям рисунка, соединяя точки канфарника в одну сплошную линию и углубляя все контуры. Для мелких ювелирных работ употребляют острые расходники, дающие четкие узкие штрихи, для крупных чеканок, наоборот, - тупые, широкие расходники. При очень больших работах обводку делают иногда даже не расходником, а бобошником. Причем для еще большей ширины расходки бобошник ставят поперек и проводят линии его широкой стороной. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон (рис. 44, справа).

Следующей операцией является опускание фона вокруг рисунка при помощи более или менее плоских чеканов (лощатников), которыми «выводится расходка». Для этого чекан держат несколько наклонно в сторону рисунка и, сохраняя стенку, образованную расходником со стороны рисунка, выравнивают (осаживают) противоположную, обращенную к фону. Опусканием фона добиваются выявления рельефа. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном. Этим заканчивается первый этап чеканки. Металлическая пластина к этому времени уже успевает нагартовать-ся и требует для дальнейшей обработки отжига (рекристаллизации).

Отжиг. Для проведения отжига чеканку снимают со смолы, нагревая ее паяльной лампой, после чего она легко отделяется. Захватив пластину клещами за край, ее нагревают до темно-красного каления. В процессе нагрева металл отжигается и вновь приобретает вязкость и пластичность. В то же время смола с оборотной стороны выгорает и оставшаяся пыль легко удаляется крацовкой, отбелкой и промывкой. Заготовка становится совершенно чистой и после просушки вновь поступает в дальнейшую обработку.

Отжиг драгоценных, цветных и черных металлов и сплавов не представляет трудностей. Как только смола сгорит и металл начнет слабо краснеть, нагрев прекращают и процесс отжига заканчивают. Некоторые особенности имеет отжиг алюминия и его сплавов. Процесс рекристаллизации алюминия начинается уже при 100 °С, т. е. задолго до начала красного каления (свечения). В то же время температурные интервалы красного каления и плавления у алюминия очень близки. Если алюминий нагреть докрасна, то он плавится и начатая работа разрушается. Поэтому при отжиге алюминия и его сплавов (дюрали) пластину незначительно нагревают и о температуре рекристаллизации судят по почернению (обугливанию) мыла, которым предварительно чертят полоски на подлежащей отжигу алюминиевой заготовке.

После отжига алюминиевую пластину промывают в подогретом растворе двууглекислой соды или едкого натра.

Выколотка рельефа. Эта операция заключается в дальнейшем подъеме рельефа (если это предусмотрено рисунком). Рельеф выколачивают с обратной стороны на резине или мешках с песком. При этом стремятся приподнять рельеф возможно точнее, в соответствии с рисунком. Выколотку ведут различными чеканами (при мелкой работе) или просто обратной стороной молотка (при крупных чеканках). Иногда подъем делают выше, чем следует, с некоторым запасом, с расчетом на последующую доработку на смоле.

Необходимую четкость рельефа при выколотке без смолы получить невозможно, но эта задача и не ставится. Четкость достигается позднее, при окончательной чеканке на смоле.

Вторичная насмолка и окончательная доработка рельефа. Вторичная насмолка производится так же, как и первая, с той лишь разницей, что теперь предварительно всю полость рельефа заполняют расплавленной смолой и только после ее остывания и твердения чеканку насмаливают на ящик. Если в процессе насмолки на лицевую поверхность рельефа попала смола, то ее смывают тряпкой, намоченной в керосине, и насухо протирают. Окончательная прочеканка рельефа заключается в детальной проработке всех форм, выявлении их характерных особенностей и в то же время соподчинении деталей главному, создании общего цельного впечатления от всего рельефа.

Большую роль в окончательной отделке играет фактура чеканных поверхностей; сочетание гладких, кованых и матовых (шероховатых) элементов рельефа помогает при незначительных разностях в высотах рельефа получать большой декоративный эффект. Значительно обогащает чеканку применение различных рисунчатых чеканов, придающих отдельным участкам рельефа полосатую, решетчатую, ям-чатую или ячеистую фактуру. Заканчивая работу, вновь применяют расходник (иногда острый). Едва уловимые штрихи или рассечки, нанесенные им, подчеркивают ту или иную форму.

Большое внимание уделяют отделке фона - его делают то гладким, кованым, то матовым, пестрым и рисунчатым. Иногда его кан-фарят, а иногда совсем просекают (при тонком листе) или выпиливают лобзиком (при более толстом листовом металле). Просечку фона осуществляют, не снимая работу со смолы, после ее полной и окончательной доработки. Для просечки применяют специальные сечки и мелкие зубильца с прямым и полукруглым (серповидным) рабочим концом, остро заточенные. Пропиловку делают лобзиком после снятия со смолы и отжига для удаления остатков смолы на оборотной стороне чеканки, которая мешает пропиловке. После просечки или пропиловки заусенцы опиливают надфилями различных профилей. !ри окончательной отделке работы пользуются большим количеством разнообразных чеканов.

На рис. 45 показана серебряная братина XVII в. из Государственной Оружейной палаты, представляющая собой совершенный образец чеканного искусства. Здесь очень умело и с большим вкусом использованы все приемы художественной чеканки.

Рис. 6. Чеканная серебряная братина XVII в Москва Государственная Оружейная палата

Кроме основных процессов и очередности их выполнения существует большое разнообразие в последовательности работ и приемах чеканки. В зависимости от конкретных условий, материала и задач применяют различные варианты технологии. Например, при точных работах, требующих большой четкости и верности форм и контуров рисунка, поступают следующим образом: сканфаренный рисунок тщательно обводят и после расходки лист сразу снимают со смолы, отжигают, отбеливают и насмоливают наизнанку, т. е. оборотной стороной наверх. Дав смоле затвердеть, рельеф выколачивают непосредственно на смоле. Линии расходника хорошо видны с изнанки, и работа получается очень точной.

При опускании рельефа на смоле он получается верным и чистым, полностью соответствующим замыслу, чего нельзя добиться при выколотке рельефа на песке или резине, где при ударе опускается большой участок металла (который потом уточняют при насмолке). При опускании рельефа на смоле опускается строго ограниченная, определенная форма рельефа, только та, по которой наносят удар чекана. В дальнейшем работу опять пересмаливают налицо, еще раз уточняют формы и высоту приподнятого с изнанки рельефа и заканчивают чеканку нанесением фактуры и другими приемами отделки. Иногда при сложных работах с многофигурными рельефами, большим числом планов и т. п. пересмолку на ту и другую сторону производят несколько раз, пока не достигнут желаемого результата.

При крупных декоративных работах с очень высоким рельефом или при чеканке горельефов применяют перевод рисунка не на лицевую, а на оборотную сторону листа (соответственно перевернутым подготавливают и рисунок). Рисунок канфарят прямо на доске верстака, без насмолки^ (чтобы сократить расход времени), затем лист насмаливают, причем опять наизнанку (оборотной стороной наверх), дают смоле немного остыть (до загустения) и начинают выколачивать рельеф, опуская его вниз, в глубь смолы. Работу ведут быстро, пока не остыла и не затвердела смола. Чеканят крупными чеканами сферической формы («выдавными») или прямо оборотной стороной большого чеканного молотка, у которого размеры шарообразного конца достигают 20-25 мм в диаметре. Выколотив необходимый рельеф, пластину пересмаливают налицо и заканчивают обычным порядком. Существуют и другие приемы чеканки плоских предметов.

Рис. 7. Серебряная ендова 1644 г. Москва. Государственная Оружейная палата

Чеканка объемных форм. Начальные стадии чеканки на объеме (канфарение и расходку рисунка) производят так же, как и на плоскости. Иначе обстоит дело с выколоткой рельефа. Обычными чеканами поднять рельеф на объемной форме не удается и работу ведут крюками или трещотками. Исключение составляют очень большие вазы и другие объемные формы, где в полости самой формы оказывается достаточно пространства не только для того, чтобы поставить чекан, но и размахнуться молотком. Работу крюками ведут следующим образом: объемный предмет У ладывают на верстаке, подложив под него мешок с песком или зину. Затем, поставив боевой конец крюка в полости формы, на ток рельефа, подлежащий выколотке, ударяют молотком по ге крюка и таким путем приподнимают тот или иной элемент рисунка. Повторяя операцию многократно и каждый раз передвигая бой крюка по внутренней поверхности объемной формы, постепенно выколачивают весь рельеф до желаемой высоты. На рис. 7 показана серебряная ендова, рельеф на которой поднят крюками.

Работа трещоткой осуществляется иначе. Ее зажимают нерабочим концом в стуловые тиски, а сосуд держат в руке (рис. 8); затем наставляют рабочий конец трещотки внутри сосуда на участок, рельеф которого надо приподнять (выколотить), и сильно ударяют молотком по штанге трещотки. Она вибрирует и с достаточной упругой силой наносит удар, поднимая рельеф. Работа крюками и трещоткой требует большого навыка. Особенно трудно выколачивать рельеф на сосудах с узким горлом, через которое нельзя увидеть, куда намечен бой трещотки или крюка. В этом случае работу ведут на ощупь. Работу контролируют только по результатам, уже после каждого удара, по тому рельефу, который получается на поверхности сосуда снаружи, и передвигают бой трещотки, сообразуясь с тем, верно или неверно была поставлена трещотка на предыдущем ударе.

Если рельеф на объемном предмете должен быть невысоким, то его целесообразно выполнить на плоскости (на развертке), а затем уже готовый согнуть по форме предмета и примонтировать. Для этого рельеф чеканят обычным приемом, а затем осторожно сгибают руками или легким простукиванием деревянным молотком (киянкой). Можно выделить следующие виды чеканных работ, отличающиеся по своей технологии и дающие различный художественный эффект.

Плоскостные (двухмерные) чеканные произведения, выполненные расходкой. Расходка может быть выполнена как с лицевой, так и оборотной стороны. В первом случае изделия несколько напоминают гравированные. Расходку с изнанки применяют часто современные художники (рис. 9).

Расходка с просечкой или выпиловкой фона. Это очень простой и в то же время эффектный вид художественной обработки металла, создающий легкие, ажурные металлические кружева. Имеет много примеров в русском декоративном искусстве, выполненных из листового железа, меди, серебра и золота (рис. 10).

Рис. 8. Обработка изделия трещоткой

Рис. 9. Чеканное блюдо (медь)

Рис. 10. Медный просечной

Чеканка без узоров (не изобразительная). Набивка фактуры пу-рошником, бобошником или рисунчатыми чеканами.

Расходка с опусканием фона. Это прием, широко распространенный в прошлом. Применяется для ювелирных работ и различных декоративных изделий.

Расходка с легкой выколоткой рельефа с изнанки. Расходка в этом случае делается не однообразной линией, а живой, подобно тому, как искусный рисовальщик рисует карандашом - то легко, то сочно и широко. При этом линия становится то плотной и непрерывной, то переходит в отдельные быстрые штрихи.

Рельефная чеканка с полной обработкой рельефа различной высоты и степени деталировки.

Чеканка без насмолки крупных обобщенных декоративных рельефов из листового алюминия, железа и меди - современный прием (рис. 11).

Чеканка объемных изделий скульптурного типа (рис. 12).

В современных условиях художники применяют чеканку для обработки различных декоративных предметов - блюд, ваз, настенных пластин, панно и т. п., а также для ювелирных изделий - браслетов, нагрудных украшений, пряжек поясов, подвесок и т. п.

Чеканка по литью, или оброну

Чеканка литья, или оброна, применяется в тех случаях, когда необходимо получить особенно четкую и ясную чеканную форму. Чеканят в основном отливки, полученные при литье в земляные формы.

Рис. 12. Кубок «Петух» XV в. Германия Современная работа

Современные, новые виды литья (кокильное, точное) чеканки не ебуют, так как отливки получаются весьма точные и четкие.

Инструменты и приспособления для чеканки литья почти те же, что и для листовой чеканки, за исключением крюков и трещоток, которые здесь не применяются. Разница заключается только в более твердой закалке рабочих концов чеканов, особенно при чеканке чугуна и литейных латуней, а также некоторых бронз и силумина.

Для закрепления отливок при чеканке также используют смолу,-Плоские отливки насмаливают на ящики или доски, небольшие объемные детали чеканят на котелке. Мелкие ювелирные изделия (медали, украшения) закрепляют на канифоль.

Крупные детали удерживают в тисках, при этом под. губки под-кладывают листовой свинец или деревянные прокладки, чтобы не повредить поверхности отливки. Зажимать литье в тисках следует очень осторожно, чтобы не смять его форму, особенно пустотелое и тонкостенное, которое при неаккуратном обращении легко мнется и образует трещины.

Очень большие, тяжелые и громоздкие отливки чеканят на верстаке или прямо на полу мастерской (например, бронзовые памятники). Литье, подлежащее чеканке, прежде всего очищают от формовочной смеси при помощи крацевочных станков или вручную. Затем отжигают до темно-красного каления, отбеливают, промывают и высушивают. Отожженные детали легче чеканятся, но можно чеканить и без отжига.

Чеканку литья начинают с устранения следов литника. Если литник был поставлен правильно, с внутренней или оборотной стороны изделия, то его следы легко удаляют опиловкой при помощи напильника и зачеканивают. Но в некоторых случаях следы литника оказываются на лицевой стороне изделия; тогда прежде всего осторожно сечками или зубилом срубают излишек металла и прочеканивают форму соответственно подобранными чеканами. Иногда, если литник был поставлен неудачно, приходится вырубать рельеф или воспроизводить недостающие элементы орнамента. На отливках, выполненных в кусковых формах, всегда остается более или менее заметный облой, в местах стыка кусков его также срубают и зачеканивают.

На пустотелых отливках сложной формы (фигуры) часто бывают отверстия от знаков стержней. Такие отверстия рассверливают, в полученные цилиндрические отверстия вставляют на резьбе пробки и зачеканивают. Пробки вытачивают из того же материала, из какого произведена отливка. Лучше всего для этой цели использовать крупные литники (или специально отлитые цилиндрические болванки). Пробки, изготовленные из идентичного материала, после их зачекан-ки и отделки фигуры становятся совершенно незаметными.

При чеканке часто приходится исправлять брак литья: раковины, неслитины, а также наросты, облои и другие дефекты, которые получаются либо от перекоса опок, либо от осыпания земляной формы, или на месте выбоин от удара и размыва струи металла при заливке форм. В этих случаях на отливках имеются заметные выступы. Их также аккуратно (чтобы не захватить основную форму) срубают сечкой и зачекани-вают. Сначала шероховатыми чеканами с крупным зерном, чтобы затянуть или сравнять дефект, восстанавливают основную форму, а затем уже отделывают гладкими или матовыми чеканами, в зависимости от характера и фактуры всего рельефа и в соответствии с замыслом автора (скульптора).

При окончательной чеканке литья необходимо очень внимательно подбирать чеканы по форме боя и его фактуре, чтобы возможно лучше выразить характер изображаемого: сочность плодов или нежность лепестков и пышность цветов, мягкость складок ткани и пушистость меха или, наоборот, жесткость и твердость граней камня, упругость и блеск металла и т. п. Для этой цели кроме различных чеканов применяют напильники, рифлевки и надфили, а также шаберы и воронила для получения гладких, полированных поверхностей.

На рис. 13 дан фрагмент бронзовой решетки из Успенского собора Московского Кремля, которая является примером высокого мастерства чеканки по литью.

В настоящее время при чеканке и отделке художественного литья широко используют бормашины (с гибким шлангом) с набором всевозможных стальных и абразивных шарошек, которые значительно облегчают труд обработки и отделки литья. Шарошками легко удаляют различные наплывы, наросты, следы литников; при этом поверхности придают разнообразную фактуру, какой невозможно достигнуть чеканами.

Для получения сплошных, равномерных, матовых, бархатистых поверхностей применяют обработку пескоструйными установками с различной величиной зерен песка. Крупнозернистый песок дает красивые шероховатые отделки; мелкий песок придает поверхности тончайшую матовую бархатистость.

При чеканке крупного монументального литья кроме ручного инструмента широко применяются пневматические молотки. Молотки приводятся в движение сжатым воздухом, который автоматически, попеременно подается то в верхнюю, то в нижнюю полость молотка и с силой перемещает плунжер. Имеются различные типы #иолотков, отличающиеся своими характеристиками (массой, размерами, числом ударов в минуту, длиной хода и т. п.). Существующие конструкции молотков позволяют быстро и легко заменять инстру-weHT. Рабочий инструмент - зубила, крейцмейсели или чеканы - вставляют в буксу, запрессованную в ствол молотка, при помощи специального хвостовика. Пневматическими молотками выполняют различные подготовительные операции - обрубку литников и наростов, затягивание раковин, а также нанесение грубых фактур и др.

Рис. 13. Бронзовая чеканная решетка из Успенского собора Московского Кремля (фрагмент)

Для подъема и переноски тяжелых отливок применяют мостовые и поворотные подъемные краны, тали и т. п. Очистку крупного литья от формовочной земли производят гидромониторами (струей воды).


Обычно этот вид художественных работ разделяют на чеканку по литью и чеканку по листовому металлу.
Рабочее место
Рабочий стол лучше поставить около окна, чтобы солнечные лучи падали с левой стороны. Для искусственного освещения используется лампа дневного света или с матовым покрытием, мощностью 75–100 Вт. Чтобы она не мешала и не занимала много места на столе, ее располагают в стороне, на расстоянии 50–70 см от крышки. Мешающие работе глубокие тени на изделии не появятся, если включить еще и основной свет.
Стол выбирают чаще всего деревянный, с толстой крышкой. Его размеры зависят от изделий, с которыми чаще всего работает мастер. Чтобы приглушить звук от ударов, под ножки стола помещают прокладки из плотной резины. Но при этом не должна ухудшаться его устойчивость. Стул со спинкой или табурет подбирают по росту мастера и размерам стола.
Рабочее место станет удобным, если оборудовать его стеллажами и ящиками, расположить которые следует так, чтобы до них можно было дотянуться, не вставая. Порядок в инструментах поможет сэкономить время на их поиски. После того как работа инструментом завершена, его сразу же следует положить на место. Эту привычку надо довести до автоматизма и не задумываться в процессе работы о том, где что лежит.
После окончания работы со стола необходимо смести все стружки и пыль, а помещение проветрить.
Дополнительное оборудование
В оборудование верстака дополнительно надо включить небольшие параллельные тиски с наковаленкой. Крепление лучше выбрать струбцинное, что при необходимости позволит быстро снять тиски со стола и освободить больше места (рис. 102).


Рис. 102. Тисочки-струбцины: 1 – губки; 2 – винт с рукояткой; 3 – ручка.


Хорошо иметь под рукой шлифовальный станок со сменными дисками, который можно использовать и для заточки инструментов, и для опиливания краев заготовок. Для листовой чеканки необходимо приготовить подложку под изделие. Для нее чаще всего используется смола. Для варки и разлива наполнителя, а также для насмолки используются специальные инструменты: емкости, плитка с закрытой спиралью для варки смолы, скребки и деревянные ящики разных размеров, в которые укладывается подложка.

Для последующего отжига пластины от подложки понадобится нагревательный прибор (удобнее всего использовать паяльную лампу), кузнечные клещи и рукавицы для удержания изделия. Для химической обработки потребуется набор специальных емкостей и ванночек, а также ящики для хранения реактивов и защитные резиновые перчатки. Просушка обработанных пластин проводится в деревянных ящиках, наполненных хорошо впитывающими влагу материалами.

Над столом, на котором приготавливаются химические растворы, а также над нагревательным прибором обязательно нужно установить вытяжку.

После окончания обработки плоскую чеканку приходится часто выравнивать. Для этого используются проверочные плиты с ровной и гладкой поверхностью из металла, камня или дерева. Подойдет также любой массивный предмет, позволяющий выполнить эту операцию.

Так как в процессе изготовления чеканки изделие проходит несколько стадий, то на рабочем месте не должны скапливаться лишние инструменты. В условиях обычной квартиры, как правило, нет возможности разместить еще несколько столов для операций по обработке готового изделия, поэтому рабочую поверхность стола лучше устроить так, чтобы лишние предметы – такие, как тиски, ящики для подложки и т. д. – легко можно было убрать. По этой же причине не рекомендуется заниматься сразу несколькими изделиями одновременно.

Инструменты

Для выполнения качественных чеканных работ используются чеканы различной формы и из разного материала, специальные молотки и другие инструменты, относящиеся к кузнечному и слесарному делу.

Чеканы

Это основной рабочий инструмент, с помощью которого ведется вся обработка. Мастера пользуются чеканами особой формы, позволяющими погасить боковую вибрацию и обеспечивающими точное распределение ударной энергии. В средней части они заметно толще, чем на концах. Их длина 120–180 мм (рис. 103).


Рис. 103. Чекан: а – остов; б – боевой конец; в – сечение остова.


Для некоторых специальных работ чеканы могут быть длиннее, изогнутой формы.

Остов чекана (рис. 103, а) делается обычно восьмигранным. При такой форме положение рабочей части можно контролировать рукой во время чеканки, не глядя на сам инструмент. Остов делается под параметры человеческой руки.

Боевой конец (рис. 103, б) может иметь различную форму и размеры, которые определяются назначением инструмента и величиной обрабатываемой детали. Мастер может сделать себе чекан нужной формы из восьмигранного или круглого прутка, самостоятельно отковав или выточив на станке рабочий конец. После этого его необходимо закалить и отпустить до синего цвета побежалости.

В зависимости от формы боевой части и вида выполняемой работы различается несколько разновидностей чеканов. Среди них выделяется основная группа, к которой относятся канфарники, расходники, бобошники и лощатники (рис. 104).

Рис. 104. Основные виды чеканов: а – расходники; б – бобошники; в – лощатники; г – пурошники; д – канфарник; е – сапожок; ж – фигурные чеканы; з – утюжок; и – трубочка.


С их помощью выполняется основная часть работ по нанесению рисунка и созданию рельефа.

Канфарник

По форме рабочей части он напоминает тупую швейную иглу (рис. 104, д). Канфарник служит для выбивания точек на металле и создания рельефного шероховатого фона, часто используемого в композициях (рис. 105).

Рис. 105. Фон, созданный с использованием канфарника.


Кроме того, с его помощью узор с бумаги переносится на металл.

Расходники

По-другому их еще называют обводными чеканами (рис. 104, а). По форме боевого конца они напоминают обычную отвертку. Рабочая грань для лучшего скольжения делается слегка притупленной. Используются они для проведения четких сплошных линий по контуру рисунка. Более мягкая линия образуется от более широкого расходника.

Для проведения кривых и закругленных линий применяют полукруглые расходники с различным радиусом кривизны боя. Чем больше он закруглен, тем труднее вести чекан по поверхности. В этом случае приходится соблюдать осторожность и работать одиночными ударами, чтобы не получить отдельных отпечатков.

Полукруглые и прямые расходники изготавливаются парами, чтобы не нарушать целостности линии при переходе от прямой к кривой.

Похожие на расходники чеканы, но с остро заточенными плоскими или полукруглыми лезвиями, называются сечками. Они применяются для просекания листа при ажурных работах и при вырубании сложных контуров (вместо зубила).

Бобошники

Так называют чеканы с выпуклой овальной боевой частью (рис. 104, б). Другое название этой группы – облые чеканы (облыжники) происходит от древнерусского слова «облый», то есть круглый. Главным образом они используются для создания выпуклых частей рельефных композиций. Форма рабочей части не обязательно должна быть овальной, ее делают и прямоугольной, но со скругленными углами, чтобы не повредить материал при выколотке рельефа.

Лощатники

Они служат для выравнивания лицевой поверхности после проработки рельефа, опускания фона и других операций (рис. 104, в). Поверхность боя может быть совсем гладкой или с небольшими шероховатостями для создания матового фона.

Чтобы на поверхности изделия не оставалось следов рабочей части чекана, углы немного округляют. С помощью лощатников можно имитировать фактуру кованого или литого изделия.

Для получения качественного изделия необходимо соблюдать последовательность при использовании чеканов одной группы и при переходе от одной группы к другой. Если требуется произвести глубокую выколотку, то сначала используются самые большие расходники, а затем, для более детальной отделки, применяются менее глубокие и т. д.

В первую очередь производится обработка расходниками, потом облыжниками и в последнюю очередь лощатниками. Эта последовательность представлена на рис. 106.


Рис. 106. Последовательный переход от одного чекана к другому.


Разновидностей специальных чеканов намного больше, чем основных. Ими производится окончательная отделка изделия.

Пурошники

Чеканы с рабочей поверхностью сферической формы называются пурошниками (пурочниками) (рис. 104, г). Они применяются для выколотки ямок или полукруглых форм рельефа. Пурошники различного диаметра используются для получения углублений разной высоты и размера.

Обжимки

Боевые концы обжимок представляют собой вогнутые сферы различного диаметра и глубины. Ими проглаживают выколоченные пурошником сферы. Для этой цели обжимка берется несколько больших размеров. При работе ею делают круговые движения рукой, чтобы не допустить вмятин. Обжимки бывают как прямые (со сферическим вдавлением), так и косые (с вдавлением в виде полусферы). Последние используют для прочеканивания витого шнура.

Сапожок

Когда необходимо прочеканить рисунок выпуклой формы или поднутрить (выдавить за линию рисунка) рельеф, используется так называемый сапожок (рис. 104, е) – чекан изогнутой формы. Он относится к специальным чеканам. Для работы с ним требуется большой опыт.

Утюжок

Другой чекан с веселым названием «утюжок», или «давильник», используется для обводки (продавливания) рисунка при работе с изделиями высокой рельефности (рис. 104, з).

Пуансоны

Фигурные чеканы пуансоны (рис. 104, ж) применяются в том случае, если необходимо чеканить большое количество мелких одинаковых деталей рисунка. На их рабочей поверхности, пока она еще не закалена, гравируется мелкий рисунок или деталь орнамента. Набивку готового рисунка на изделие производят сильными одиночными ударами, равномерно прижимая рабочую часть к поверхности. Чтобы легче ориентировать пуансон во время набивки, рисунок располагают строго на оси боя.

Сечки

При выполнении ажурных работ применяются сечки – чеканы с заостренной рабочей поверхностью. Они делятся на полукруглые, которые по форме (но не по заточке) напоминают нож и используются для просекания кривых линий, и прямые, больше похожие на расходники, с помощью которых просекают прямые линии.

Трубочки

Для выполнения рисунка в виде небольших выпуклых шариков (зернения) используют чеканы-трубочки, боек которых имеет вогнутую полусферическую форму (рис. 104, и). Углубления могут быть различного диаметра и глубины.

Крюк и трещотка

Эти изогнутые чеканы используют при работе с объемными изделиями. Их боевые концы не делают в виде расходников и лощатников, так как они предназначены только для создания общего рельефа. В отличие от трещотки крюк имеет два рабочих конца, один из которых заострен и используется для мелких деталей рисунка, а другой несколько скруглен.

Размеры этих инструментов зависят от обрабатываемого изделия. Однако не рекомендуется делать их из стали сечением больше 16 мм, так как при ударе молотка крюк и трещотка должны хорошо вибрировать.

Несколько слов о размерах вышеперечисленных инструментов. Для ювелирных работ применяются небольшие (диаметром 3–4 мм) чеканы, для работ средних размеров – около 6–8 мм в диаметре и больше. Для крупных композиций иногда используются деревянные чеканы, которые держат в кулаке, как зубило (рис. 107).

Рис. 107. Деревянные чеканы.


Хранить чеканы можно как в сделанных специально для этой цели ящиках, так и в высоком стакане, но в этом случае обязательно рабочей поверхностью вверх. В противном случае будет затруднен поиск нужного инструмента.

Молотки

По форме чеканные молотки значительно отличаются от обычных, слесарных. Головка таких молотков имеет два бойка: с одной стороны плоский или слегка выгнутый и значительно более широкий, с другой – округлый (рис. 108).

Рис. 108. Молоток для чеканки.


В момент удара широкой частью вся энергия и внимание концентрируются на рабочей поверхности чекана. Второй боек может служить в качестве пурошника.

Для работы чеканщику необходимо иметь, как минимум, три молотка: на 100, 150–200 и 400 г.

Рукоятка молотка, также особой формы, выполняется из твердых пород дерева. Сечение в районе шейки круглое, при приближении к концу плавно переходит в эллиптическое. Размеры молотка выбираются так, чтобы рукоятка не мешала при работе, но удар получался бы достаточно сильным. Головку насаживают на рукоятку так, чтобы она находилась под углом 90° к рабочей поверхности (рис. 109).

Рис. 109. Положение рукоятки молотка.


Для работы с мягкими металлами используются деревянные молотки, изготовленные из прочных сортов древесины, например дуба или березы (рис. 110).


Рис. 110. Деревянные молотки.


С их помощью проводят более мягкие линии, так как сила удара таким молотком гораздо меньше.

Прочие инструменты

На различных этапах работы с заготовкой и чеканкой понадобятся и другие слесарные инструменты. Среди них надо особо упомянуть те, которыми изображение переносится с бумаги на металл: кернер, циркуль по металлу, линейка и т. д. Понадобятся и ножницы по металлу, напильники, надфили, рашпили и пр. Для отделения чеканки от отливки при отжиге используются кузнечные клещи. Если их не оказалось под рукой, можно использовать плоскогубцы.

Материал

Для чеканных работ используется листовой металл, толщина которого зависит от материала и высоты рельефа. Наиболее часто применяется металл толщиной до 1 мм.

Основным свойством, определяющим пригодность металла для выполнения на нем чеканки, является его пластичность. Этим свойством обладают медь и ее сплавы, алюминий. Они чаще всего используются для изготовления высокорельефных чеканок.

Красная медь

Этот металл очень высоко ценится среди мастеров и любителей благодаря своей высокой пластичности. После отжига он легко восстанавливает форму. Из меди легко можно изготовить тонкую (не более 0,05 мм) фольгу. При чеканке из более толстой фольги можно получать высокий рельеф.

Медь хорошо полируется и шлифуется, обладает высокой стойкостью к коррозии. Обработка изделий из меди химическими растворами позволяет получить различные оттенки цвета.

Недостатками красной меди являются плохая резкость и быстрое окисление на открытом воздухе, вследствие чего нельзя сохранить первоначальный блеск изделий.

Латунь

Этот сплав меди с цинком был известен уже в глубокой древности. Он лучше, чем медь, режется и полируется, хорошо покрывается никелем, серебром, золотом. Латунь уступает меди в пластичности, но обладает большей твердостью.

Для чеканки лучше брать марки латуни с высоким содержанием меди (Л62, Л68, Л80). Такие сплавы называются томпаками. На них лучше получаются плоские рельефные композиции.

В процессе чеканки прочность листа увеличивается за счет образования наклепа, а пластичность падает. Для его снятия латунь разогревают до температуры 600–700 °C.

Трещины могут появиться от продолжительного хранения в холодном и влажном месте. Чтобы этого избежать, проводится длительное прокаливание при температуре 200–300 °C.

Алюминий

Он очень хорош для начинающих чеканщиков. Алюминиевая фольга долгое время сохраняет высокую пластичность, не требует термической обработки. Этот материал позволяет долгое время работать над одним орнаментом, исправляя ошибки.

Легко чеканится алюминий с содержанием примесей до 2 %. Марки с большим количеством примесей менее пластичны, поэтому их рекомендуется использовать для чеканок с невысоким рельефом или для контурных и ажурных просечных работ.

Никелевые сплавы

Из этих сплавов наиболее часто используются мельхиор и нейзильбер. Содержание меди в них достаточно высокое (81 % и 65 % соответственно), поэтому они обладают неплохой пластичностью.

При обработке растворами гипосульфата натрия и уксусного свинца дают разнообразные оттенки. Поверхность хорошо полируется и имеет ряд особенностей, которые можно выгодно использовать в сочетании с окраской.

Черные металлы

Для чеканки используется предварительно отожженная и протравленная сталь с низким содержанием углерода – декопир, а также протравленная до и после отжига – дважды декопир.

По сравнению с медью он не так мягок и в процессе чеканки быстро наклепывается. Его отжигают при температуре 700–760 °C.

Из декопира изготавливают небольшие декоративные изделия, высокий рельеф выколачивается только на довольно крупных предметах. При отделке и нанесении фактуры материал приобретает особенную красоту.

Кровельная и нержавеющая сталь

Листовую, или кровельную, сталь можно использовать для чеканки простых декоративных изделий. Она позволяет проводить контурные чеканки с опусканием фона и нанесением фактуры. Мастера Древней Руси создавали из этого материала ажурные чеканки с просечением фона.

Нержавеющая (хромоникелевая) сталь часто применяется для создания крупных декоративных изделий. Из-за большой трудности чеканки она практически не применяется при создании небольших произведений.

Для создания красивых чеканок в прошлом часто использовались драгоценные металлы – золото, серебро и др. Сейчас это искусство ценится уже не столь высоко. Большинство чеканок под золото делается на напоминающей его по цвету латуни, серебро заменяется мельхиором и похожими на него никелевыми сплавами. Благородные металлы используются в основном для создания мелких ювелирных украшений.

Одно из распространённых и доступных вводов искусства это чеканка. В чеканке главное терпение. Для того чтобы делать чеканку вам не нужно обладать абстрактным мышлением или какими либо другими творческими навыками, просто нужен материал, инструмент доля фантазии и терпения. Сделать чеканку своими руками очень просто, и именно об этом написано в этой статье.

Как и из чего сделать чеканку:

В этой статье описано как сделать чеканку на листовом тонком металле, вам всего то понадобится жестянка, будь то фольга, или консервная банка (я разрезал использованный баллон от монтажной пены). Ещё для чеканки вам понадобится эскиз того рисунка который вы хотите выдавить рисунок №1.

Рисунок№1 – Фольга и эскиз для чеканки

Сразу хочу отметить, что в случае с фольгой чеканка именно выдавливается, а не выбивается.

Чеканка по металлу своими руками:

Вам необходимо вырезать лист жести подходящий по размеру под ваш рисунок. И наклеить с обратной стороны на вырезанный лист жести ваш рисунок, который вы хотите получить на чеканке риунок№2.

Рисунок №2 – Наклеивание рисунка на жесть

Естественно учитывайте что рисунок наклеивается с тыльной стороны а выдавлен будет на лицевой (может быть рисунок надо будет инверсно распечатать или нарисовать). Также ваш рисунок должен плотно прилегать к задней стороне фольги и не ёрзать (я рекомендую просто приклеить картинку клеем).

Когда картинка вашей чеканки хорошо приклеена к тыльной стороне жести вам остаётся только запастись терпением и начать выдавливать вашу чеканку водя по линиям рисунка тупым твёрдым предметом типа отвёртки или ложки или шляпки болтика (в зависимости от того что и с какой точностью вы хотите получить) рисунок №3.

Рисунок № 3 – Результат выдавливания рисунка в жести – чеканка

Для пробы подойдёт что угодно, но если вы собираетесь профессионально заняться такого руда искусством то вам понадобится продумать специфические инструменты и сделать их самостоятельно – что в прочем не сложнее самого процесса чеканки таким способом.