Домой / Системы отопления / Формы защиты прав студентов. Положение о правах и законных интересах обучающихся, законных представителей несовершеннолетних студентов, преподавателей в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Самарский

Формы защиты прав студентов. Положение о правах и законных интересах обучающихся, законных представителей несовершеннолетних студентов, преподавателей в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Самарский

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение (далее – Положение) устанавливает основные права, законные интересы, защиту участников образовательных отношений в государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Самарский энергетический колледж» (далее– Колледж) –студентами, родителями, законными представителями студентов, членами трудового коллектива колледжа и их представители.

1.2. Настоящее положение разработано на основе статей 34, 44,45 ФЗ № 000 «Закон об образовании» от 27 декабря 2012 г.

2. Права и законные интересы студентов

2.1.Студенты колледжа имеют следующие права:

Предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи , бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами ;

Участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении);

Выбор факультативных (необязательных для данной профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого колледжем;

Освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой основной профессиональной образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в колледже, в установленном порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность , учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;

Зачет, в установленном ею порядке результатов освоения студентом учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года "О воинской обязанности и военной службе";

Уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

Свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

Каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

Академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами;

Перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном Положением о порядке и основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

Переход с платного обучения на бесплатное обучение в случаях и в порядке, которые предусмотрены Положением о порядке перехода студентов колледжа с платного обучения на бесплатное;

Перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня;

Восстановление для получения образования в колледже, в порядке, установленном Положением о порядке и основании перевода, отчисления и восстановления обучающихся;

Участие в управлении колледжем в порядке, установленном ее Уставом;

Ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с Уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации , с учебной документацией, другими документами, регламентирующими колледж и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;

Обжалование локальных актов колледжа в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной базой колледжа;

Пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта колледжа;

Развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

Поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности ;

Совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;

Получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

Иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами;

Студенты имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в колледже, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном Положением о порядке посещения обучающимися по их выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

Привлечение студентов без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается;

В случае прекращения деятельности колледжа, аннулирования соответствующей лицензии, лишения государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Студенты имеют право на участие в общественных объединениях , в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений студентов в установленном федеральным законом порядке.

Принуждение студентов к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается .

Студенты, осваивающие основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения студентов, целью деятельности которых является организация временной занятости таких студентов, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях.

2.2. Студентам колледжа предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

Полное государственное обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в порядке, установленном федеральными законами, законами Самарской области ;

Обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

Обеспечение местами в общежитии, в соответствии с жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

Получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании;

Иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления , локальными нормативными актами.

3. Права и законные интересы законных представителей

3.1. Родители (законные представители) несовершеннолетних студентов имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

3.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

Выбирать, с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических работников техникума формы получения образования и формы обучения, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

Знакомиться с Уставом колледжа, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими колледж и осуществление образовательной деятельности;

Знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

Защищать права и законные интересы студентов;

Получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) студентов, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований студентов;

Принимать участие в управлении колледжа, в форме, определяемой Уставом;

Присутствовать при обследовании студентов психолого-медико-педагогическими работниками колледжа, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания студентов.

3.3.. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

Соблюдать правила внутреннего распорядка колледжа, правила проживания студентов в общежитии, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий студентов, порядок регламентации образовательных отношений между колледжем и студентами и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

Уважать честь и достоинство студентов и работников колледжа;

Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

3.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних студентов несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

4. Защита прав студентов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних студентов.

4.1. В целях защиты своих прав студенты, родители (законные представители) несовершеннолетних студентов самостоятельно или через своих представителей вправе:

Направлять в органы управления колледжа обращения о применении к работникам колледжа, нарушающим и (или) ущемляющим права студентов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних студентов, дисциплинарных взысканий . Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением студентов, родителей (законных представителей) несовершеннолетних студентов;

Обращаться в комиссию колледжа по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника колледжа, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к студентам дисциплинарного взыскания;

Использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов;

Обжалование локальных актов колледжа в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

5. Права и законные интересы преподавателей

5.1. Педагогические работники колледжа пользуются следующими академическими правами и свободами:

Свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность ;

Свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

Право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой основной профессиональной образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

Право на сокращенную продолжительность рабочего времени ;

Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

Право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

Право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

Иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

5.4. В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа , индивидуальная работа со студентами, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися. Конкретные трудовые (должностные) обязанности педагогических работников определяются трудовыми договорами (служебными контрактами) и должностными инструкциями . Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом колледжа, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

5.5.. Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников колледжа определяется коллективным договором , правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами колледжа, трудовым договором, графиками работы и расписанием занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Заключительные положения

6.1. Срок действия Положения не ограничен.

6.2. При изменении законодательства в Положение вносятся изменения в установленном законом порядке.

Права студента - это базовая, или стационарная часть его правового статуса. Права студента определяются, прежде всего Конституцией РФ и ст. 50 Закона «Об образовании», более детально они регламентированы ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также Уставом того образовательного учреждения, где он обучается.

Согласно п. 2 ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» студенты высших учебных заведений имеют право:

1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующим факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Закон предусматривает два способа подобного обжалования: административный и судебный. Подача жалобы не ограничена никаким сроком. Письменная жалоба в обязательном порядке должна быть подписана студентом. Общий срок рассмотрения жалобы - один месяц. В отдельных случаях, когда требуется дополнительная проверка, срок ее рассмотрения может быть продлен руководителем вуза или его заместителем еще на один месяц. Приказы и распоряжения администрации вуза, повлекшие за собой нарушения закона или превышение полномочий, а также ущемляющие гражданские права студента, могут обжаловаться и в судебном порядке.

Администрация вуза обязана давать ответы на вопросы студенческого профсоюзного комитета, любой студенческой группы, собрания студенческого курса (потока) или целого факультета.

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения;

10) создавать студенческие отряды и участвовать в их деятельности.

Пункт 3 этой же статьи регламентирует порядок выплаты стипендий студентам федеральных государственных высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения. Кроме того, в этом пункте оговаривает порядок выплаты дополнительных материальных выплат сиротам, малообеспеченным, инвалидам, студентам занятым культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работой.

В ст. 16 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» оговаривается и то обстоятельство, что по медицинским показаниям и в других исключительных случаях студенту высшего учебного заведения предоставляется академический отпуск в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Студентам высших учебных заведений предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.

Студенты имеют право на отдых: для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения не менее чем два раза в учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее чем семь недель.

Каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда высшего учебного заведения. Размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии.

При наличии обучающихся, нуждающихся в жилой площади, не допускается использование не по назначению входящей в жилищный фонд высшего учебного заведения жилой площади общежитий (сдача в аренду и иные сделки), а также использование, приводящее к ее уменьшению.

Другие права студентов могут быть установлены законодательством и (или) уставом высшего учебного заведения.

Так же студенты вправе бесплатно:

Получить студенческий билет и зачетную книжку;

Сдавать вступительные экзамены и оформлять документы при проведении вступительных испытаний и зачислении в учебное заведение;

Ликвидировать академическую задолженность, проводить различные пересдачи контрольных работ, зачетов, экзаменов, лабораторных и практических работ.

Медицинское обслуживание обучающихся в образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Студенты имеют право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности вузов, в том числе и через общественные организации. Конкретные взаимоотношения администрации вуза и общественных организаций обучающихся определяются договором между ними и уставом вуза.

Сами же студенты считают, что привлечение к решению проблемы, связанной с нарушением их прав, третьей стороны лишь создает повышенную нервозность и накаляет обстановку. Лучше не создавать какую-либо дополнительную структуру (или определенную общественную организацию), помогающую студентам решать свои проблемы, а усиливать внутривузовскую систему защиты прав (например, студенческие профсоюзы или профкомы).

В настоящее время профсоюзы не воспринимаются студентами как орган, защищающий их права. Основные функции профсоюза сейчас: организация досуга студентов (Студенческая весна, посвящения в студенты, КВН), социальная защита студентов. Фактически единственная проблема, касающаяся прав студентов напрямую, которую решает профсоюз, - проблема с общежитием.

Права студенческих профсоюзов:

При оказании материальной помощи студентам учитывается мнение студенческой группы и студенческой (объединенной) профсоюзной организации образовательного учреждения (при ее наличии);

Социальная поддержка в виде выплаты компенсации в связи с удорожанием питания в студенческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты санаторно-курортного лечения и в других формах, которая оказывается студентам в порядке, устанавливаемом образовательным учреждением по согласованию со студенческой профсоюзной организацией (при ее наличии) в зависимости от материального положения студентов;

Положения о студенческом общежитии (студгородке) учебного заведения, а также правила внутреннего распорядка в общежитии разрабатываются и утверждаются по согласованию со студенческими профкомами;

Руководитель студенческого общежития (студгородка) назначается администрацией учебного заведения по согласованию с профкомом студентов и студсоветом.

Студенты имеют право участвовать и в иных студенческих ассоциациях и организациях, которые могут стать на защиту их законных прав и интересов.

Студент имеет право на восстановление в высшем учебном заведении в течение пяти лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бесплатной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Порядок и условия восстановления в высшем учебном заведении студента, отчисленного по неуважительной причине, определяются уставом высшего учебного заведения. Студент высшего учебного заведения имеет право получать от администрации высшего учебного заведения информацию о положении в сфере занятости населения Российской Федерации.

Студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При переходе из одного высшего учебного заведения в другое за студентом сохраняются все права как за обучающимся впервые на данном уровне высшего профессионального образования.

Данное положение имеет примеры в судебной практике. Викентьева Т.Т. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании пункта 7 Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. № 501 (в ред. Приказа от 26.03.2001 N 1272), в части, предусматривающей, что документ об образовании, на основании которого студент был зачислен в вуз, а также академическая справка установленного образца выдаются студенту на руки либо на руки лицу, имеющему на это доверенность в установленной форме. Заявитель считает оспариваемую правовую норму противоречащей статье 43 Конституции РФ, пункту 6 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» в той мере, в какой она запрещает направление документа об образовании и академической справки почтовой связью. Указывает на то, что после отчисления из Института правоведения Московской Государственной Юридической Академии ей на основании данной нормы было отказано в направлении по почте названных документов, она проживает в Смоленской области, является инвалидом второй группы и не имеет достаточных средств для поездки либо направления своего представителя в г. Москву за получением необходимых документов, вследствие этого нарушаются ее права на дальнейшее обучение в другом высшем учебном заведении. В заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие.

Министерство образования и науки Российской Федерации, являющееся в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и Министерство юстиции Российской Федерации в письменных возражениях сослались на то, что федеральным законом не определен способ выдачи справки об обучении, порядок выдачи соответствующих документов при переводе студента в другое высшее учебное заведение установлен федеральным органом исполнительной власти в пределах предоставленной ему компетенции.

Выслушав объяснения представителей Министерства образования и науки Российской Федерации Курдиной Н.В., Тихоненко Л.В. и Министерства юстиции Российской Федерации Гончаренко Е.П., возражавших против доводов заявления, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего заявление удовлетворить, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными ему подпунктом 14 пункта 5 Положения об этом министерстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. № 395, утвердило Приказом от 24 февраля 1998 г. № 501 Порядок перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 1998 г., регистрационный № 1506, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти № 9, 1998 г.). Указанный нормативный правовой акт издан во исполнение пункта 6 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому студентам высших учебных заведений гарантируется свобода перехода в другое высшее учебное заведение в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Однако это не означает, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере образования может произвольно определять такой порядок, снижая объем правовых гарантий, установленных статьей 43 Конституции РФ, закрепляющей право каждого на образование, пунктом 6 статьи 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предусматривающим для студентов высших учебных заведений свободу перехода в другое высшее учебное заведение.

В пункте 7 Порядка развивается положение пункта 6 статьи 27 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» о том, что лицам, не завершившим образование названного в пункте 5 этой статьи уровня, выдается справка установленного образца об обучении в образовательном учреждении.

Порядок выдачи указанной академической справки, не относящейся к документам государственного образца об уровне образования, регламентирован оспариваемой нормой. Данная норма, предписывая выдавать документ об образовании, на основании которого студент был зачислен в высшее учебное заведение, и академическую справку только на руки студенту или его представителю, тем самым исключает возможность выдачи этих документов в ином не запрещенном законом порядке в тех случаях, когда студент по уважительным причинам не имеет возможности явиться лично или направить своего представителя за получением необходимых для продолжения дальнейшего обучения документов. Именно так положения пункта 7 Порядка понимаются федеральным органом исполнительной власти в сфере образования и применяются судами, о чем свидетельствуют возражения заинтересованных лиц и копия решения Пресненского районного суда г. Москвы от 23 апреля 2009 г., которым Викентьевой Т.Т. отказано в иске о возложении на Институт правоведения МГЮА обязанности выслать в ее адрес ценным письмом с описью вложения документ об образовании и академическую справку.

Такое правовое регулирование снижает уровень правовых гарантий, предоставленных федеральным законом студентам высших учебных заведений, ограничивает свободу их перехода в другое высшее учебное заведение не предусмотренной законом обязанностью явиться лично (направить представителя) за получением необходимых для продолжения образования документов, исключая возможность их получения почтовой связью, вследствие чего нарушается конституционное право граждан на образование.

Пункт 8 Порядка, на который сослался представитель Министерства образования и науки России в обоснование своих возражений, не устраняет установленные оспариваемой нормой препятствия для свободного перехода студента в другое высшее учебное заведение, поскольку этот пункт устанавливает не обязанность, а лишь право ректора принимающего высшего учебного заведения до получения документов допустить студента к занятиям своим распоряжением, и не освобождает студента от обязанности получить в последующем лично или через представителя эти документы и представить их для продолжения обучения.

Ссылка на Инструкцию о порядке выдачи документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, заполнении и хранении соответствующих бланков документов, утвержденную Приказом Министерства образования и науки России от 10 марта 2005 г. № 65, является необоснованной. Данный нормативный правовой акт имеет равную юридическую силу по отношению к оспариваемому Порядку и не может вводить ограничения, не установленные федеральным законом. Обязанность студента (его представителя) лично явиться за получением необходимых для продолжения обучения документов либо запрет на пересылку этих документов в почтовых отправлениях федеральным законом не установлены. Употребление в пункте 6 статьи 27 Закона РФ «Об образовании» относительно справки об обучении термина «выдается» не исключает выдачу студенту такой справки через оператора почтовой связи. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ «О почтовой связи», устанавливая в статье 22 ограничения в пересылке по сети почтовой связи предметов и веществ, не относит документы об образовании к числу запрещенных к пересылке в почтовых отправлениях.

При поступлении в высшее учебное заведение для поступающего не имеется препятствий направить требуемый для этого документ об образовании через оператора почтовой связи общего пользования, что не отрицали в судебном заседании и представители заинтересованных лиц. Возврат в таком же порядке этого документа (вместе со справкой об образовании) по просьбе студента, не имеющего возможности получить необходимые ему документы лично или через представителя, оспариваемая норма не допускает, что не соответствует требованиям федерального закона.

Довод представителей Министерства образования и науки России о том, что обучение в образовательном учреждении связано с необходимостью посещения этого учреждения студентом, в связи с чем, до отчисления студент должен посещать образовательное учреждение, в частности при проведении текущего контроля или промежуточной аттестации, не имеет значения по настоящему делу. Оспариваемая норма не регулирует порядок реализации образовательных программ, распространяется на отношения, возникающие после отчисления студента из высшего учебного заведения.

С учетом изложенного пункт 7 Порядка в той части, в которой он не допускает пересылку документов почтовой связью, нарушая тем самым гарантированную федеральным законом свободу перехода в другое высшее учебное заведение, подлежит признанию недействующим.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: заявление Викентьевой Т.Т. удовлетворить. Признать недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу пункт 7 Порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое, утвержденного Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 24 февраля 1998 года № 501 (в ред. Приказа от 26.03.2001 № 1272), в части, исключающей направление через операторов почтовой связи общего пользования по просьбе студента высшего учебного заведения документа об образовании, на основании которого он был зачислен в высшее учебное заведение, и академической справки установленного образца.

Значительные права студентам предоставляют Уставы вузов, например, Устав Марийского Государственного Университета (п. 5.3), гарантирует студентам следующие права:

Получения образования в соответствии с государственным образовательным стандартом;

По согласованию с преподавателем посещать все виды занятий в МарГУ, а по согласованию между руководителями и в других вузах;

Участвовать в обсуждении и решении важных вопросов деятельности МарГУ, в том числе через общественные организации и органы управления Университета;

Бесплатно пользоваться в рамках учебно-воспитательного процесса библиотеками, информационным фондом, услугами учебных, научных, лечебных и других подразделений МарГУ;

Принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах, представлять к публикации свои работы, в том числе в изданиях Университета;

Обжаловать приказы и распоряжения администрации университета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

Нуждающиеся иногородние студенты обеспечиваются местами в общежитии Университета (при наличии свободных мест).

Также Устав МарГУ предоставляет студентам право на восстановление в МарГУ в течение 5 лет после отчисления из него по собственному желанию или по уважительной причине с сохранением той основы обучения (бюджетной или платной), в соответствии с которой он обучался до отчисления. Восстановление студента, отчисленного по неуважительной причине, - за академическую неуспеваемость, за нарушение учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка - производится ректором МарГУ по решению совета факультета, ученого совета института, при наличии вакансии. Восстановление на первый курс не допускается для лиц, отчисленных по неуважительной причине.

Условия и средства, которые фактически позволяют реализовать права студентов и их надежную защиту, - это их гарантии. Различают гарантии реализации и гарантии охраны прав, обязанностей и законных интересов личности, общие гарантии (для всех прав и обязанностей) и особенные, или специальные, для конкретного права. Представляется, что в сфере образования гарантии также нужно подразделять на общие, обеспечивающие само право граждан на высшее профессиональное образование, и специальные, поддерживающие реализацию различных прав студентов, то есть обеспечивающие статус студентов. Между этими гарантиями нет жесткой границы, они могут плавно «перетекать» из одной группы в другую. Традиционно к гарантиям прав граждан относят гарантии экономические, политические, юридические и организационные.

Экономические гарантии высшего образования предполагают стабильную экономику, эффективно работающую промышленность, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату зарплаты, стипендии, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере образования в современных условиях явно недостаточны. Одним из проявлений отсутствия надлежащих экономических гарантий является низкий размер стипендий, к тому же право на ее получение имеют сегодня очень немногие. Различные модели взаимодействия с промышленностью, предпринимательским сектором, позволяющие учебным заведениям находить решения финансовых проблем, могут способствовать и усилению прямой финансовой поддержки студентов и других категорий обучающихся.

В то же время именно совокупность государственных мер экономического характера позволяет категории населения, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получать высшее образование: это повышенные стипендии, государственное обеспечение, значительные выплаты после окончания вуза и др.

Политические гарантии прав и свобод, обязанностей обучающихся - это, главным образом, сам факт существования государственной политики в области образования, закрепленный законодательно (ст. 2 закона РФ «Об образовании»). Перечисленные в ст. 2 принципы составляют набор основных политических гарантий: единство федерального и регионального образовательного пространства; общедоступность образования, то есть равный доступ всех граждан; светский характер образования (отделение церкви от государства, свобода совести); свобода и плюрализм в образовании; демократический характер управления образованием. К этому нужно добавить право выбора языка обучения (с учетом возможностей образовательного учреждения); недопустимость создания и деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Наконец, политической гарантией служит разграничение компетенции между федерацией и субъектами, а также между органами государственной власти - в сфере образования.

Конституция относит образование к сфере совместного ведения. Однако управление высшим образованием закреплено за федеральным органом - Министерством образования и науки РФ.

Организационные гарантии права на образование - это разветвленная сеть образовательных учреждений, органов управления образованием, разнообразных специализированных структур, государственно-общественных объединений и т.п. Не случайно и Н.В. Витрук называет организационные гарантии «гарантией гарантий», исключая из общего ряда гарантий.

Наряду с вышеназванными, организационными гарантиями, обеспечивающими право граждан на высшее профессиональное образование, гарантиями качества образования являются различные структуры для подготовки преподавательских кадров и кадров высшей квалификации, а также Высший аттестационный комитет Министерства образования России, управляющий процессом формирования научных кадров и подтверждения их квалификации. При этом нормы, устанавливающие требования к соискателям ученых степеней и званий, а также определяющие порядок замещения должностей профессорско-преподавательского состава и повышения научно-педагогической квалификации, будут относиться к юридическим гарантиям.

Специализированным органом, чья задача - обеспечение качества образования и его соответствие государственным образовательным стандартам является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Таким образом, все вышеперечисленные структуры, органы государственно-общественного управления на основе и во исполнение Конституции РФ и законодательства об образовании осуществляют разнообразную практическую деятельность по претворению в жизнь предоставленного гражданам права на высшее профессиональное образование. Вместе с тем, этим целям должна способствовать и оптимальная внутренняя структура вуза, современный эффективный менеджмент. Самостоятельность в организации внутривузовского управления и формировании вузовских подразделений должна, наряду с эффективным решением уставных задач, обеспечивать соблюдение и реализацию прав, свобод, законных интересов студентов и иных категорий обучающихся.

К числу организационно-правовых гарантий в системе высшего профессионального образования относятся все существующие нормативы и требования по организации образовательного процесса: стандарты образования; максимально допустимое количество часов аудиторной нагрузки; предельное число экзаменов и зачетов в рамках одной сессии; запрет на занятие педагогической деятельностью лицом, лишенным судом права работать в образовательных учреждениях в течение определенного срока и др. Хорошей организационной гарантией могут быть требования, которые сам вуз устанавливает для занятия должностей ассистента, доцента и др. Заслуживает внимания закрепление в актах «силовых» ведомств процедур распределения учебной нагрузки в зависимости от квалификации преподавателя: лекции могут читать доценты и профессора, ассистенты проводят практические занятия, семинары. Универсальной юридической гарантией прав и обязанностей граждан является закон, в широком смысле - все действующее законодательство. Кроме того, за защитой своих прав студент может обратиться в суд.

Предоставленные права студент, как и многие другие лица, наделенные государством особым статусом, должен реализовывать «разумно, добросовестно и ответственно». Наличие прав требует и успешной реализации обязанностей.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

По дисциплине: Правовое регулирование профессионального образования

Тема: Права и обязанности студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования

Выполнила: Мингалимова Г.И.,

Проверила: Мунавирова Лейсан Ринатовна

Казань, 2014

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

В настоящее время это образование имеют 22% населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33% от общей численности занятых или 62% от численности занятых специалистов.

Специалисты со средним профессиональным образованием - это работники преимущественно интеллектуального труда, в основе деятельности которых лежит решение диагностических задач, требующих анализа ситуации и выбора решения в рамках заданного алгоритма действий.

Численность студентов, осваивающих программу среднего профессионального образования составляет 270 человек на 10 тысяч населения и большинство из них не знают права, которые предоставляет ему государство, но студент обладает не только правами, а еще и обязанностями, знать которые ему необходимо.

Целью данной работы является: рассмотреть права и обязанности студента, осваивающего программу среднего профессионального образования в РФ.

Для достижения цели следует выполнить следующие задачи:

раскрыть обязанности студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;

-изложить общие права студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования;

рассмотреть ответственность студентов осваивающих программы среднего профессионального образования.

1. Среднее профессиональное образование - звено системы образования РФ

Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня.

В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34% от общей численности занятых.

Среднее профессиональное образование в России реализуется по двум основным образовательным программам - базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация "техник". Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). Выпускнику с углубленной подготовкой присваивается квалификация "старший техник", при расширении подготовки - "техник с дополнительной подготовкой в области …" (с указанием конкретной области - менеджмент, экономика, информатика и т.д.).

Обучающиеся в среднем специальном учебном заведении - студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся.

Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента.

Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы).

Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования.

Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений:

) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня;

) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях.

Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год - при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1 - 2 года - при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации функционирует более 2800 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Численность студентов составляет 2,4 млн. человек, образовательный процесс обеспечивают 123 тысячи штатных преподавателей.

профессиональное образование правовой статус

2. Правовой статус студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования

К обучающимся в учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) относятся студенты (курсанты), слушатели и другие категории обучающихся. Основными актами, определяющими правовой статус этой группы обучающихся, выступают, помимо Закона ОРФ "Об образовании", Типовое положение об учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), а также Устав это образовательного учреждения, Правила внутреннего распорядка, договором об образовании и иные предусмотренные Уставом локальные нормативно-правовые акты, разрабатываемые учреждением.

В соответствии с п.35 Типового положения студентом (курсантом) является лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования; слушатель - лицо, зачисленное приказом директора в среднее специальное учебное заведение для обучения на подготовительных курсах или освоения дополнительной профессиональной образовательной программы (повышения квалификации). Правовое положение слушателя в части получения образовательных услуг соответствует статусу студента соответствующей формы обучения.

2.1 Права студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования

Получение среднего профессионального образования в настоящий момент отнесено к государственным гарантиям для любого гражданина - отмена уровня начального профессионального образования, и включение этих программ в состав программ среднего профессионального образования привело к тому, что среднее профессиональное образование получается в настоящий момент на общедоступной основе.

Основные права обучающихся

Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования устанавливаются ст.34 нового Федерального закона.

1. Право на выбор организации, формы получения образования и формы обучения

Студент имеет право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет.

Предоставление условий для обучения с учетом психо - физического развития и состояния

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти

Право на обучение по индивидуальному учебному плану

Студент имеет право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами.

Участие в формировании содержания своего профессионального образования

Студент имеет право на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами (указанное право может быть ограничено условиями договора о целевом обучении).

Право на выбор факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин

Студент имеет право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность

(после получения основного общего образования).

Право на отсрочку от призыва на военную службу

Студент имеет право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Право на одновременное освоение нескольких основных образовательных программ

Студент имеет право на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ.

Право на перевод для получения образования по другой профессии

Студент имеет право на перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании.

Право на переход с платной на бесплатную форму обучения

Переход с платного обучения на бесплатное осуществляется при наличии свободных мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по соответствующей образовательной программе по профессии, специальности, направлению подготовки и форме обучения на соответствующем курсе (далее - вакантные бюджетные места).

Студент имеет право на перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Порядок распространяется на случаи, когда перевод осуществляется:

по инициативе совершеннолетнего обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;

в случае прекращения деятельности исходной организации, аннулирования лицензии на осуществление образовательной деятельности, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации;

в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования.

11. Право на восстановление для получения образования в образовательной организации

Лицо, отчисленное из образовательной организации по инициативе обучающегося до завершения освоения основной профессиональной образовательной программы, имеет право на восстановление для обучения в этой организации в течение 5 лет после отчисления из нее при наличии в ней свободных мест и с сохранением прежних условий обучения, но не ранее завершения учебного года (семестра), в котором указанное лицо было отчислено. Порядок и условия восстановления в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обучающегося, отчисленного по инициативе этой организации, определяются локальным нормативным актом этой организации.

Право на совмещение получения образования с работой

Студент имеет право на совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана.

Право на бесплатное пользование информационно-библиотечными ресурсами

Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет государства в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания организациями, в которых они учатся.

Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных

образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Право на академический отпуск

Студент имеет право на академический отпуск в порядке и по основаниям, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до

достижения им возраста трех лет в порядке, установленном федеральными законами.

Студент имеет право также на каникулы − плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком.

Поощрение за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, творческой деятельности

Студент имеет право на поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности.

Право на развитие творческих способностей и интересов

Студент может развивать свои творческие способности и интересы, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях.

… иные академические права, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в РФ", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

2.2 Социальные гарантии и меры социальной поддержки студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. "

Фактически, данной нормой на бюджеты соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации возложены обязанности учесть расходы на предоставление мер социальной поддержки обучающихся в составе нормативных затрат на оказываемую образовательную услугу.

1. Полное государственное обеспечение

Студент имеет право на полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

2. Предоставление образовательного кредита в установленном в соответствии с новым Федеральным законом <#"justify">5. Получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат

Студенты очной формы обучения, получающие среднее профессиональное образование за счет бюджетных средств, в установленном порядке обеспечиваются стипендиями. Студенты вправе получать стипендии, выплачиваемые физическими или юридическими лицами, а также иные стипендии.

Учебное заведение в пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации разрабатывает и реализует меры социальной поддержки студентов, в том числе устанавливает в зависимости от их материального положения и академических успехов стипендии и иные социальные пособия и льготы.

Стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ

6. Обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с настоящим Федеральным законом и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях.

Студенты, нуждающиеся в жилой площади, обеспечиваются местами в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда среднего специального учебного заведения.

Иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

2.3 Обязанности студентов, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования

Общие нормы в отношении обязанностей обучающихся установлены в ч.1 ст.43 <#"center">3. Ответственность обучающихся

Дисциплинарная ответственность обучающихся

Вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся посвящена ст.43 <#"center">Заключение

Среднее профессиональное образование является качественно определенным уровнем системы профессионального образования, занимающим значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности и общества.

Средняя профессиональная школа обеспечивает получение достаточно доступного и массового профессионального образования, направленного на подготовку специалистов среднего звена по более чем 280 специальностям, повышение образовательного и культурного уровня личности, что обусловливает не только профессиональную, но и общеобразовательную ценность этого уровня образования.

В условиях расслоения общества, снижения территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения возрастает социальная значимость среднего профессионального образования.

В средних специальных учебных заведениях обучаются лица в основном из среднеобеспеченных слоев населения. Вместе с тем обязанности и правовая ответственность обучающихся этого типа образовательного учреждения практически не отличаются от обязанностей и ответственности рассмотренных выше категорий обучающихся. Они также обязаны соблюдать Устав образовательного учреждения, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного учреждения.

Список литературы


Вопросы и ответы по правам студентов.

  1. Что такое права человека?
    1. Говоря просто, этот термин обозначает обязанности власти по обеспечению человеческого достоинства. Это особая группа морально-правовых норм, которые распространяются только на «вертикальные» отношения: человек-власть. Это очень узкая сфера взаимоотношений. Любые другие взаимоотношения не регулируются нормами прав человека; для этого есть другие регуляторы: право, мораль и т.д. Представитель власти в этих взаимоотношениях не защищен правами человека, несмотря на то, что он человек. Он защищен другими нормами; более того, нормы права дают ему большие «вес». Человек, не облеченный властью может нарушить многочисленные нормы права или морали, но не может быть нарушителем прав человека, т.к. они предусматривают лишь узкий круг обязательств власти.
    2. К общепризнанным правам и свободам человека относят: п раво на жизнь, право на справедливый суд, право на участие в управлении государством, право на охрану здоровья, право на образование, свободу от пыток,свободу от произвольного лишения свободы, свободу от вторжения в личную жизнь, с вободы мысли, слова, собраний, религии, прессы, свободу передвижения.
    3. Кто может нарушить права студента в университете (институте), ВУЗе, ССУЗе?

— Всякий у кого есть власть над вами в текущей ситуации, может нарушить ваши права. Властью над вами может обладать преподаватель, врач, охранник, библиотекарь, медработник и т.п.

  1. Как понять, что мои права нарушаются?
    1. Если Вы понимаете, что человек, обладающий властью, совершает действие направленное против вас, которое он не должен делать, скорее всего Вы сталкиваетесь с нарушением Ваших прав. К примеру, вам предлагают заплатить за экзамен некие деньги или предоставить иные материальные ценности, за хорошую оценку, происходит нарушение как ваших прав, так и уголовного законодательства.
    2. В конечном итоге, правонарушение противоречит здравому смыслу и закону.
  2. Что делать, если мои права нарушаются?
    1. Возможно, самый простой вариант - смириться и не противиться нарушению ваших прав. В качестве «бонуса» получаете экономию Ваших сил, которые могут быть затрачены на отстаивание прав. Минус — в том, что смирение провоцирует повторение ситуации. Отсюда идем дальше:
    2. Требуется решение проблемы. Это не устранение последствий, а, именно нахождение причины конфликтной-проблемной ситуации, и ее устранение.
    3. В самом университете есть достаточно большое число лиц принимающих решения: заведующий кафедрой, декан, замдекана, директор библиотеки, проректор и, наконец, — ректор. Для решения большинства проблем достаточно обращения к начальнику сотрудника, нарушившего ваши права. В иных, более сложных ситуациях, может потребоваться вмешательство других лиц или ведомств (прокуратура, суд и т.п.). Ниже мы рассмотрим некоторые ситуации.
    4. По возможности, необходимо фиксировать факты нарушения ваших прав (обеспечить наличие свидетеля, аудиозапись, видеозапись).
  3. Оскорбляет преподаватель.
    1. Первый вариант, это подойти к самому преподавателю и непосредственно сообщить, что сейчас он унижает ваше человеческое достоинство. Но такой вариант может подойти лишь для незначительного количества ситуаций, когда Вы уверены в возможности добиться результата таким образом. Желательно также, зафиксировать акт унижения вашего или чего-либо достоинства в аудио или видео формате. Таким образом, вы получите доказательство вины преподавателя. Если оскорбляют не только вас, желательно, найти единомышленников из своей группы или других групп. Тем самым вы сможете большего добиться.
    2. Действуем по логичном шаблону (он е будет работать и дальше). Если не срабатывает первый вариант, идем дальше. Обращаемся к вышестоящему должностному лицу. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Объясняем ситуацию и просим его поговорить с преподавателем. Как правило, такой приватной беседы декана или замдекана с преподавателем достаточно.
    3. Также, как и многие другие решения, эти предполагают действия в рамках университета.
  4. Без «подарка» не обойтись?
    1. Первый вариант, это подойти к самому преподавателю и непосредственно сообщить, что сейчас он нарушает ваше право на образование и совершает уголовно-наказуемое преступление. Но такой вариант может подойти лишь для незначительного количества ситуаций, когда Вы уверены в возможности добиться результата таким образом. Желательно также, зафиксировать акт требования взятки в аудио или видео формате. Вместе с тем, желательно, найти единомышленников из своей группы или других групп.
    2. Следующий шаг. Обращаемся к вышестоящему должностному лицу. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Объясняем ситуацию и просим его поговорить с преподавателем. Как правило, такой приватной беседы декана или замдекана с преподавателем достаточно.
    3. Если нет, идем выше. Этап 3. Отправляем информацию через сайт университета или ищем проректора по учебной работе. Повторяем то же самое. В большинстве случаев дальше этого вам идти не придется.
    4. Заметим, что все эти варианты не предполагают вынесение проблемы из рамок университета.
    5. Если в стенах университета проблема не решается (например, Вы чувствуете, что существует круговая порука), можно обратиться в милицию (получение взятки – преступление), в прокуратуру, к Уполномоченному по правам человека. В Перми контактную информацию вы можете получить по адресу: http://ombudsman.perm.ru/contacts/ap_uppc/
  5. Преподаватель часто приходит пьяный.
    1. Если преподавание, в целом, Вас устраивает, можно обратиться к самому преподавателю (лучше письменно, чтобы не провоцировать конфликт), заявив, что преподавание в нетрезвом виде нарушает Ваше право на образование. Возможно, этого будет достаточно.
    2. Можно зафиксировать факт присутствия преподавателя в пьяном виде в видео формате. Запись можно будет использовать либо как доказательство Ваших претензий. А можно и разместить в интернете (это на крайний случай, т.к. запись могут увидеть близкие, что может принести к сильным душевным страданиям).
    3. Можно обратиться к лицу, принимающему решение. Это может быть декан вашего факультета или заместитель декана по учебной работе. Как правило, приватной беседы декана с преподавателем бывает достаточно. Обращение к официальному лицу может вызвать и принятие административных мер, вплоть до увольнения преподавателя (по трудовому законодательству появление в нетрезвом виде на рабочем месте – достаточный повод для увольнения).
  6. К кому обращаться, если в медпункте не удается получить соответствующую ситуации помощь (например, при любом обращении «дают активированный уголь»)?
    1. Желательно фиксировать факт отказа в медпомощи в аудио или видео формате.
    2. Можно обратиться в другое медицинское учреждение, где получить медпомощь и справку о тех или иных проблемах со здоровьем.
    3. Обратиться с заявлением к проректору по АХЧ (с приложенной медсправкой).
    4. Вместе с тем можно получить консультацию у юристов, оказывающих бесплатную помощь пациентам. В Перми см. сайт (по заверениям создателей сайта, консультации бесплатны).
  7. В библиотеке при выдаче учебников, каждый семестр, не дают нужную и достаточно современную литературу, а вместо всем дают разное — «что есть», к примеру 80-х годов издания.
    1. Попытаться объяснить непосредственно библиотекарю, что этот учебник не соответствует требованиям преподавателя (отсылка к лицу принимающему решения).
    2. Если же и этого нет, обращаемся к заведующей библиотекой или директору библиотеки. Желательно в письменном виде. Здесь необходимо понимать, что отсутствие учебника серьезно затруднит вашу учебную деятельность, что нужно донести до лица принимающего решение.
    3. Еще один вариант, обращение к замдекану по учебной работе.
  8. Отравился в студенческой столовой.
    1. Получить справку об отравлении из медучреждения, в которое вы обращались, и сообщить об этом проректору по АХЧ, предоставить ему копию справки.
    2. Если это не сработало, обращаться в СЭС по району, где находится университет. Чтобы они уже инициировали проверку столовой или буфета.
  9. Что делать, если преподаватель относится предвзято и безосновательно занижает оценку?
    1. Для начала лучше спросить у преподавателя критерии и основания оценивания (не исключайте вариант, что недопонимаете за что снижается оценка).
    2. Если Вы считаете, что дело в межличностных отношениях, можно непосредственно сообщить, что вам не нравится его отношение к вам. Попросите объяснить ситуацию и попытайтесь найти варианты решения ситуации. (Главное, чтобы не произошло другого нарушения)
    3. Если это не помогло, можно обратиться к заместителю декана по учебной работе. Иногда, у групп есть свои преподаватели-кураторы, которые также могут помочь в решении этой проблемы.
  10. Нахамил (оскорбил) охранник, вахтер.
    1. Лучший вариант, если у вас есть свидетели. Один из них может обратиться к декану (замдекана) за помощью. Часто, даже фразы о том, что сейчас кто-то пойдет к декану (замдекана), достаточно для разрешения ситуации. Если нет, пострадавшему от нарушения имеет смысл обратиться к лицу, имеющему большую власть, и привлечь его к решению проблемы.
    2. Если ситуация периодически повторяется, лучше всего зафиксировать ее на фото, видео или аудио и также идти к лицу принимающему решения (возможно, это начальник охраны, проректор по АХЧ и т.д.).
  11. Комендант общежития запрещает посещения проживающих в нем студентов, обосновывая это карантином.
    1. Следует найти документ, регламентирующий работу общежития (Положение, Регламент, Правила и т.п.). Возможно, он имеется на сайте университета, возможно, в деканате, возможно, у коменданта (если не удается найти, следует официально обратиться к приемную ректора с просьбой предоставить документ). В нормативном документе ищем пункты, которые оговаривают правилах пропуска в общежитие лиц в нем не проживающих. Там же ищем правила, связанные с карантином. Если мы обнаруживаем в пунктах противоречие с имеющейся ситуацией, то пишем обращение на имя коменданта общежития и описываем ситуацию. Одновременно обращаемся к проректору по АХЧ с подобным заявлением (далее можно обратиться к ректору).
    2. Если действия коменданта соответствуют установленным правилам, но Вам и Вашим товарищам кажутся несправедливыми – объединяйтесь, собирайте подписи под заявлением ректору о необходимости изменить правила (ваши требования должны быть обоснованными), добивайтесь встречи с ректором, отстаивайте свою позицию.
  12. Что делать, если в общежитии долго нет горячей воды?
    1. Следует найти документ, регламентирующий работу общежития (у коменданта, на сайте, в ректорате и т.п.). В нормативном документе ищем пункты, регламентирующие бытовое обслуживание в общежитии. В хорошем нормативном документе должны быть расписаны все условия и правила. Если мы обнаруживаем там противоречие с имеющейся ситуацией, то обращаемся на имя коменданта общежития и описываем ситуацию (ссылаясь на утвержденные нормы). Одновременно обращаемся к проректору по АХЧ с подобным заявлением.
    2. Если ситуация укладывается в существующие нормы, но представляется Вам ненормальной – формулируйте свои предложения по изменению правил (они должны быть правомерны и разумны), объединяйтесь и отставайте свою позицию.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ЗАЩИТА ПРАВ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ

Студенты согласно ФЗ от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» имеют права. Они перечислены в ст. 16 данного ФЗ:

1) выбирать факультативные и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

Современное понятие механизма обеспечения прав человека должно основываться на признании разнообразных специальных институтов защиты прав человека. И важное место в нем должны занимать не только суды общей юрисдикции, Конституционный суд, органы прокуратуры, уполномоченный по правам человека, а такие специализированные органы, как омбудсмен по правам ребенка, омбудсмен по защите прав военнослужащих и т.д., деятельность которых сконцентрирована на решении проблемы обеспечения прав и свобод одной социальной группы населения. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44]

Интересен в этом плане опыт функционирования вузовского (студенческого) омбудсмена. В Российской Федерации Вузовские омбудсмены были учреждены в 1999 году в таких учебных заведениях, как Московский государственный институт международных отношений, Башкирский государственный педагогический институт и Высшая школа экономики (Москва). При этом вузами преследовалась цель создать независимый орган, который способствовал бы студентам, магистрантам, аспирантам, слушателям, преподавателям и сотрудникам решать существующие между ними, между ними и администрациями вузов споры, расхождения и конфликты. [Суняева Р.Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов. Саратов. 2008].

В МГИМО омбудсмен назначается приказом ректора после утверждения его кандидатуры Ученым советом университета. На эту должность может быть назначено лицо из числа профессорско-преподавательского состава университета, имеющее стаж работы в этом вузе не менее 5 лет, пользующееся авторитетом среди студентов, преподавателей и сотрудников. защита право студент омбудсмен

Досрочное прекращение полномочий омбудсмена возможно в двух случаях: а) в случае добровольной отставки самого омбудсмена; б) по инициативе ректора и Ученого совета при невыполнении омбудсменом своих функций или грубого нарушения им норм действующего законодательства и положений Устава вуза.

Омбудсмен МГИМО принимает жалобы на действия преподавателей, студентов, администрации вуза. Он может отказаться от рассмотрения жалобы, если предмет данной жалобы выходит за рамки его полномочий, либо не содержит, по его мнению, серьезных оснований для проведения расследования, либо прошло больше года со дня нарушения прав жалобщика.

Исследуя жалобу, омбудсмен проводит независимое, нейтральное и конфиденциальное расследование. При этом он имеет право доступа ко всем документам несекретного характера, может опрашивать любого представителя администрации университета, члена коллектива студентов, преподавателей и сотрудников. Никто не имеет права препятствовать деятельности студенческого омбудсмена.

По завершении рассмотрения жалобы омбудсмен принимает решение рекомендательного характера. Если оно не выполняется, он докладывает об этом в устной или письменной форме вышестоящим по отношению к заявителю или к сторонам органам университета.

Уполномоченный по правам студентов МГИМО ведет также разъяснительную работу в университете относительно норм и правил, в соответствии с которыми решаются конфликты, используя для этого специальную литературу и университетскую газету. В необходимых случаях он обращает внимание ректора и Ученого совета на те их действия и решения, которые отграничивают конституционные права студентов, преподавателей, сотрудников вуза. [Марцеляк О.В. Вузовские и школьные обмудсманы: опыт функционирования // Юридическое образование и наука. № 3. 2002. С. 42-44].

К числу вузов, где вводится должность омбудсмена, относитcя и Северо-Кавказская академия государственной службы.

На уполномоченного по правам студентов будут возложены обязанности по защите прав студентов, разрешению проблем между студентами и преподавателями, а также по оказанию помощи, в том числе юридической, в решение других, не связанных с учебой проблем. [Рудковский С. РИА новости. Ростов-на-Дону. 20.01.2009].

На сегодняшний день принято решение вести такую должность и в ВУЗах города Астрахани.

В создании данной должности, т.е. Уполномоченного по правам студентов был использован опыт Ближнего Зарубежья, в частности, Кыргызского Государственного университета.

В 2008 году Омбудсмен Кыргызской Республики в присутствии участников молодежной конференции подписал приказ о создании Совета по защите прав молодежи и студентов при Омбудсмене Кыргызской Республики.

Основной целью данного общественного органа является разработка и реализация мер в области защиты прав и свобод молодежи и студентов Кыргызской Республики. Расширенные полномочия Совета, усиленные прямым партнерством с Аппаратом Омбудсмена, делают его первой в своем роде коллегиальной структурой по защите прав молодых людей. [Малиновская А., Гнездилова О., Буров П., Сиволдаев И. Права студентов (законодательное регулирование). Пособие. Воронеж, 2008].

Далее через год в октябре 2009 года у студентов Кыргызского Государственного Университета имени И. Арабаева появилась собственная организация по защите их прав - Служба уполномоченного по правам студентов, которую возглавляет Уполномоченный по правам студентов.

Было разработано положение «О службе уполномоченного по правам студентов ВУЗа», где в статье 1 говорится, что Служба Уполномоченного по правам студентов ВУЗа - это студенческая организация высшего учебного заведения, занимающаяся защитой прав и свобод студентов, аспирантов, слушателей высшего учебного заведения и абитуриентов, работающая на общественных началах.

В заключении, хотелось бы предложить создать институт Уполномоченного по правам студентов и в ВУЗах Республики Бурятии.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие правовых гарантий и механизма гарантий прав и свобод. Проблемы доступа к правосудию. Цели судебной реформы, её результаты. Роль судебного толкования в механизме гарантий конституционных прав и свобод. Институт квалифицированной юридической помощи.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2014

    Становление прав и свобод человека. Понятие и сущность прав и свобод. Историческое развитие прав и свобод. Виды прав и свобод. Защита прав и свобод. Основные и иные права человека и гражданина. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Создание условий для реализации защиты прав и свобод человека и гражданина как конституционная обязанность государства. Гарантия судебной защиты прав и свобод. Роль Президента Российской Федерации, как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

    доклад , добавлен 11.02.2010

    Общая характеристика семейных прав и обязанностей. Административный порядок защиты нарушенных прав. Судебный порядок защиты нарушенных прав. Международная защита семейных прав. Ювенальная юстиция как средство защиты прав и интересов несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

    Государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Исследование понятия, основных способов и особенностей защиты нарушенных гражданских прав в Российской Федерации. Выявление актуальных проблем самозащиты как способа защиты гражданских прав.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Механизм государственной защиты прав и свобод. Характеристика государственной защиты прав и свобод граждан Российской Федерации. Право на сочетание государственной защиты прав и свобод с возможностями самозащиты. Право на судебную защиту прав и свобод.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2012

    Государственное регулирование защиты прав потребителей Республики Казахстан. Общие понятия в законодательных актах. Круг основных обязанностей продавца. Многоуровневая система защиты прав и гарантий потребителя от различных фальсификаторов и обманщиков.

    дипломная работа , добавлен 27.06.2014

    Понятие прав и свобод человека и гражданина. История формирования и раскрытие состава конституционного правосудия, место Конституционного суда РФ в системе защиты прав и свобод человека. Институт уполномоченного по правам человека и Общественная палата.

    магистерская работа , добавлен 24.06.2015

    Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.